Секвестр бюджета это что

Бюджетный секвестр: теория и практика применения. Защищенные статьи бюджета

Сам процесс принятия бюджета сопряжен со многими трудностями. Одной из таких проблем является затруднение в точном установлении уровня доходов государства, который будет наблюдаться в планируемый период. Это связано с тем, что в государстве зачастую не сформированы четкие нормы налогообложения или нет возможности предсказать цены на определенные виды продукции. Все эти факторы приводят к росту дефицита бюджета. Дефицит бюджета вызывает в свою очередь невозможность финансирования всех тех программ, которые планировались к выполнению. Кроме того, существует проблема невыполнения бюджета.

Суть заключается в создании условий, в которых уровень доходов, реально полученных государством, является меньшим, чем планировалось в бюджете. Это может произойти в результате многих причин. Например, государство может не собрать то количество налогов, которое планировалось. В результате складывается ситуация, когда уже принятый бюджет не может быть выполнен в соответствии с тем планом, который был принят при его обсуждении. Другими словами, существует нехватка средств для выполнения полноценного финансирования всех запланированных статей бюджета. Данная проблема существовала всегда и на всех уровнях бюджетной системы. Исполнение бюджета контролируют финансовые органы государства. Обычно устанавливается определенный уровень дефицита бюджета. В случаях превышения выбранного предельного уровня бюджетного дефицита одновременно с понижением уровня собираемости налогов (или другим видом уменьшения доходных статей бюджета) выбирается особый порядок дальнейших действий. Речь идет о введении в действие механизма бюджетного секвестрирования. Механизм бюджетного секвестрирования вводят в действие с целью снижения расходов пропорционально уменьшившимся доходам для того, чтобы бюджет был выполнен, несмотря на меньшее количество доходов у государства.

Секвестрирование бюджета представляет собой равномерное снижение расходов в соответствии с уже уменьшившимися доходами бюджета.

Другими словами, секвестр означает уменьшение расходов на 5, 10, 15% и так далее по всем статьям бюджетных расходов в соответствии с уровнем, на который произошло уменьшение доходов бюджета. Секвестру подлежат все статьи бюджета, кроме так называемых защищенных статей. Система защищенности статей бюджета от секвестрирования призвана оградить от сокращения те статьи бюджета, которые являются стратегически важными. Уменьшение финансирования данных статей по сравнению с первоначально планируемым уровнем может привести к непоправимым (или тяжело поправимым) последствиям как для экономики страны, так и для политической и социальной стабильности общества. Таким образом, обычно секвестрированию не подлежат расходы на заработную плату, медикаменты, дотации животноводству.

Чтобы выяснить необходимость существования защищенных от секвестра статей, необходимо обратиться к причине возникновения защищенных статей бюджета.

Первый бюджет нашего государства именовался «Правилом составления смет по росписи доходов и расходов». Согласно данному документу все доходы и расходы государства являлись государственной тайной. Только после того, как данное положение было признано неправильным, начались работы над бюджетом. Первоначально Государственная Дума обсуждала только определенные статьи расходов и доходов. Все остальные статьи государственного бюджета формировались без учета пожеланий Государственной Думы. Таким образом, определенная часть доходов и расходов бюджета контролировалась только государством. При возникновении устойчивого бюджетного дефицита или просто резкого снижения уровня выполнения доходной части бюджета можно было говорить о возникновении серьезных проблем с финансированием программ, предусмотренных расходной частью бюджета. В таких ситуациях государство зачастую собирало оставшиеся в его распоряжении финансовые ресурсы и производило финансирование тех статей бюджета, в которых было заинтересовано.

В результате часто финансировались далеко не те статьи расходов, которые были нужны государству. Данное положение зачастую приводило к серьезным последствиям для всего общества.

Предположим, что государство произвело сокращение расходов, запланированных на финансирование программ по поддержке какой-либо отрасли экономики, нуждающейся в данном финансировании, например, сельского хозяйства. Предположим, государство планировало определенные расходы по финансированию программ, связанных с поддержкой предприятий, занимающихся переработкой урожая. Если будет произведен процесс секвестрирования по отношению к данной статье расходов, то государство не сможет выполнить взятые на себя обязательства по финансированию данной программы. В результате предприятия, занимающиеся переработкой урожая, останутся без определенной доли финансовых ресурсов, на которую данные предприятия тем не менее рассчитывали. Итогом всего вышеописанного может стать невозможность полного выполнения функций по переработке урожая. Таким образом, важный для всего государства процесс может быть не выполнен из-за произведенного секвестрирования расходов бюджета. Другой пример поможет понять причины возникновения политических и социальных обострений в обществе из-за секвестрирования определенных статей расходов государственного бюджета. Предположим, государство произвело секвестрирование расходных статей бюджета, предназначавшихся на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. В результате выплаты заработной платы должны быть либо уменьшены, либо задержаны. И в том и в другом случае работник не получает плату за свой труд и, следовательно, не имеет возможности возобновлять свой трудовой потенциал, истраченный за рабочий день. В результате снижается производительность труда в данной сфере экономики.

Следует отметить, что к бюджетной сфере относятся в основном общественно важные организации, такие как организации сферы образования, здравоохранения, милиции и т.д. Таким образом, снижение производительности труда в данных отраслях и понижение стимула к труду у работников приводит к снижению качества производимой данными работниками услуги, которая носит общественно важный характер. В результате возрастает социальное напряжение в обществе, поскольку общество остается недовольным уровнем благ, предоставляемых данными организациями. Кроме того, деятельность данных организаций отражается и на будущем состоянии общества, а следовательно, и на будущем состоянии всей экономики. Так, здравоохранение отвечает за наличие здоровой рабочей силы как в будущем, так и в настоящем. Сфера образования является источником не только квалифицированных рабочих кадров, столь необходимых в современных условиях производства, но и отвечает за будущее состояние науки и техники, а соответственно, и за будущие инновации. Таким образом, секвестрирование данных статей расходов государственного бюджета приводит к слишком тяжелым последствиям и вызывает в дальнейшем еще куда более значимые затраты на преодоление негативных последствий, возникших в результате проведенного секвестрирования расходов. Следовательно, государство не может позволить себе снижать расходы за счет данных статей бюджета. Таким образом, государство пришло к выводу о необходимости защиты данных статей расходов государственного бюджета от возможного процесса секвестрирования.

Читать еще:  Как рассчитать оклад по часам

Следует обратить внимание на то, что практика часто отличается от теории. В теории государство никогда не должно прибегать к секвестрированию защищенных статей, поскольку это является не выгодным и создает излишние проблемы для государства и общества. На практике же все происходит не совсем так. Это связано с так называемым человеческим фактором.

Отдельный человек редко заботится о пользе государства в целом и часто замечает только определенный круг вопросов и проблем, касающихся лично его. Следует отметить, что конкретные решения в государственных органах, в том числе и по процессу Финансирования той или иной программы, принимают конкретные люди. В результате зачастую используются финансовые средства, предназначенные для защищенных статей. Особенно широко практика применения секвестра по защищенным статьям бюджета проходится в регионах. Это связано с тем, что контроль на государственном уровне проводится более широко и секвестр защищенных статей был бы сразу же замечен. В регионах же бывает, что бюджет составлен с заранее неверными источниками и объемами доходных статей. В результате региональные власти чаще федеральных вынуждены прибегать к секвестрированию бюджета. С целью обеспечить полноценное финансирование отраслей, которые пользуются особой благосклонностью местных властей, применяется изъятие средств из так называемых защищенных статей бюджета. Кроме того, средства, выделенные на финансирование определенных программ, часто используются не по назначению. В результате в регионах часто наблюдаются невыплата заработной платы, уменьшение уровня финансирования здравоохранения и т.д. Итак, секвестрировапие бюджета – это процесс приведения в соответствие расходов и уже собранных доходов. Применение так называемых защищенных статей бюджета позволяет ограничить возможность секвестрирования тех статей бюджета, которые являются наиболее важными. Ограничение объемов секвестрирования бюджета рамками защищенных статей позволяет избежать ухудшения финансового, социального и политического положения в государстве. Процесс секвестрирования становится необходимым в случае несоответствия уровня фактически собранных доходов запланированному. Данное положение может наблюдаться при плохом планировании бюджета или в непредвиденных ситуациях, уменьшивших объем доходов бюджета.

Секвестирование бюджета – это что?

Сведение дебета с кредитом – это вопрос, который волнует не только отдельных людей и предпринимателей, но и целые страны. Одно дело составить бюджет на год, совсем другое – выполнить его. Государство, конечно же, может обратиться к международному кредитованию, но это далеко не всегда выгодно. На этот случай и существует секвестирование бюджета. Эта процедура законодательно установлена в США и некоторых странах, в большинстве же это название стараются не озвучивать, преподнося сокращение расходов как необходимую, но не обязательную меру.

Секвестирование бюджета: что это?

Законодательство США предусматривает процедуру, которая ограничивает государственные расходы по четко установленным категориям. Это и есть секвестирование бюджета. Конгресс принимает размер ежегодных ассигнований. Если расходы превышают установленные, то происходит одновременное и пропорциональное их сокращение по всем категориям. Эта сумма не перечисляется в указанные области, а оставляется в Казначействе. Сам термин «секвестирование бюджета» взят из юридических наук. В правовых науках он означает передачу имущества судебным приставам для того, чтобы предотвратить нанесение ему ущерба до рассмотрения спора в суде.

Акт Грэмма-Рудмэна-Холлингса и современность

Термин «секвестирование бюджета» был впервые применен в американском законе 1985 года. Ему была посвящена целая часть акта о сокращении дефицита, составленного Грэммом, Рудмэном и Холлингсом. Но уже в 1990 году было принято решение отказаться от жестких ограничений. Новая система просуществовала 12 лет. Затем долгое время секвестирование было предметом обсуждения экспертов. Но в 2011 году эта процедура стала составной частью Акта о контроле за бюджетом. С помощью этого законопроекта удалось разрешить проблему превышения установленного предела долгов. Был создан Комитет по сокращению долга. Секвестирование расходов бюджета – это последняя мера, которая может быть применена в том случае, если Конгрессу не удастся принять закон об сокращении расходов. Многие эксперты говорили о секвестировании бюджета в 2013 году. К радости налогоплательщиков, правительству удалось избежать этого.

Бюджетный процесс в России

Каждый год правительство формирует Федеральный закон, который показывает, как будет жить население страны. Затем бюджет подписывается Президентом и вступает в силу. Финансовый год в этом случае полностью совпадает с календарным. Главными составляющими бюджета являются доходы, расходы и их разница. В РФ наблюдается дефицит, то есть затраты правительства не покрываются налоговыми и другими поступлениями. Если 50 миллиардов – это доходы, а расходы – 150, то значит, стране необходимо где-то изыскать те недостаточные 100. Дефицит – это балансирующая статья. Можно поставить туда какую угодно сумму, но от этого в государстве не появятся дополнительные деньги. Если на финансирование определенных проектов нет ресурсов, то это просто обман населения. Более того такое положение вещей создает прецедент для бесконтрольного распоряжения средствами: можно одну статью уменьшить на 10%, другую – на 50, третью – совсем убрать. А разве можно сказать в этом случае, что бюджет исполняется? Тем не менее в России зачастую именно так и происходит.

Читать еще:  Как пополнить социальную карту студента

Покрытие дефицита

Если денег не хватает, то логично их где-нибудь занять. Понятно, что потом их придется отдавать с процентами, но здесь на первый план выходит кризисная текущая ситуация, а не мечты о хороших перспективах. К источникам покрытия дефицита относят заимствования у физических и юридических лиц, а также международных организаций и других государств. Проблема с последними состоит в том, что их кредиты зачастую сопряжены с политических влиянием на внутреннюю обстановку в стране с нехваткой денежных средств.

Кроме того, государство может выпускать облигации, которые покупают физические и юридические лица. Но важно понимать, что деньги все равно рано или поздно придется отдавать, поэтому расходы бюджета должны быть связаны не с популистскими лозунгами, а с реально перспективными отраслями с большой отдачей.

Функциональная классификация

Для того чтобы не приходилось в дальнейшем секвестировать бюджет, важно с самого начала правильно установить расходы на те или иные отрасли. Функциональная характеристика показывает, куда тратятся деньги. Например, по ней можно узнать, сколько средств ушло на реализацию управления, оборону, здравоохранение и образование. При этом эта характеристика едина для всех субъектов РФ. Далее все расходы и доходы сводятся в консолидированный бюджет. В наиболее общем виде он состоит из трех частей: содержание министерств и других управленческих органов, взаимодействие с территориями, выполнение определенных программ развития. Что касается трансфертов, то у них нет целевой направленности. Общие расходы на субъект федерации считаются по нормам. Это означает, что к некоторым регионам может применяться удорожающий коэффициент (например, Север).

Секвестирование бюджета 2014

Следствием постоянного дефицита является возрастающая с каждым годом необходимость сокращения расходной части и поиска новых способов ее финансирования. В конце 2013 года министр финансов РФ заявил о необходимости уменьшения бюджетных ассигнований. Он подчеркнул, что секвестирование бюджета на 2014 год не предусмотрено. Антон Силуанов заверил, что это не урезание расходов, а выбор приоритетов, соответствующих требованиям времени. Увеличение дефицита в 400 миллиарда рублей не позволяет выделить средства на развитие Забайкалья и Дальнего Востока, а также развитие инфраструктуры, необходимой для Чемпионата мира по футболу, который пройдет уже через 4 года в РФ. Поэтому, по словам министра, нужно сменить приоритеты и направить деньги в более перспективные отрасли. На 2014 год доходы запланированы на уровне 13,4 триллионов.

Тем не менее новый бюджет вызвал очень много критики. Большинство называют перераспределение средств секвестированием. Эксперты считают, что гораздо более правильным шагом всегда является расширение доходной части, а не пристальный контроль за растратами.

Что такое секвестр расходов бюджета?

Подскажите, что это за понятие в бюджетной деятельности и где оно употребляется и используется.

Здравствуйте дорогие читатели.

Что такое секвестр бюджета?

Давайте для начала выясним, что мы из вышеупомянутого знаем, а что нет. Такие понятия как расход и бюджет, искренне надеюсь знают все. Осталось понять, что такое секвестр. Для этого у нас есть – wikipedia.

Секве́стр (лат. как sequestro) — ставлю вне, отделяю.
Применяют его в трёх направлениях:

• Запрет или ограничение, устанавливаемые органами государственной власти на использование или распоряжение каким-либо имуществом.

• Передача делимого имущества третьему лицу (управляющему или хранителю) в целях последующей передачи выигравшему судебный процесс лицу. Различают добровольный, по волеизъявлению сторон процесса, и принудительный, по решению суда, секвестр.

• Секвестр (медицина) — омертвевший участок ткани, отделяющийся от здоровой. Секвестры удаляются самостоятельно, либо извлекаются при оперативном вмешательстве (секвестротомия).

• Секвестр (экономика) — сокращение расходов при исполнении отдельных статей или всего государственного бюджета. Обусловливается разными причинами: просчётами при составлении бюджета, возникновением форс-мажорных обстоятельств и др.

То есть, в нашем случае, можно обозначить это простыми словами;
• секвестр — это действие;
• бюджет — это область его действия.
Так как значение слова секвестр – «отделяю», что свою очередь значит делить, а деление как мы знаем — это математическая функция уменьшения. Ну и соответственно применяя его к области бюджетных расходов, мы же и получаем уменьшение данных расходов.

СЕКВЕСТР бюджетных расходов,ничто иное как – УМЕНЬШЕНИЕ бюджетных расходов.

Его действие имеет «некий алгоритм», и применяется пропорционально – 5, 10, 15, 20 и т.д. процентов ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года, разумеется в сторону снижения. Единственные, не подлежащие механизму работы секвестра, есть защищённые статьи бюджета, то есть те, которые по решению правительства должны финансироваться в полном объёме

МОИМИ СЛОВАМИ

Секвестр – это механизм снижения государственных расходов, при превышении лимита бюджетного дефицита, который возникает, когда расходы превышают доходы.

ИЗ УЧЕБНИКА

Секвестр – в бюджетном праве это специальный механизм, который вводится в случаях, когда при исполнении бюджета происходит превышение установленного уровня бюджетного дефицита, либо сокращаются поступления от доходных источников.

Читать еще:  Как заполнить рсв

Почему возникает дефицит?

(Для этого я нашёл хорошо доступную статью и взял оттуда некие материалы)

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать: рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности;

  • рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности;
  • сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса;
  • чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия);
  • неэффективность финансовой системы государства;
  • рост социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами;
  • коррупция в государственном секторе;
  • неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Далее смотрим на инфографик за 2015 год.

Слева – доходы, справа – расходы.

Бюджет верстался, исходя из макроэкономического прогноза, что в 2015 году рост ВВП ускорится и составит 1,2 %. Другие базовые параметры документа: уровень инфляции — 5,5 %, курс доллара — 37,7 рубля, цена на нефть — 96 долларов за баррель, величина Резервного фонда — 5 трлн 424,9 млрд рублей.

Доходы запланированы на уровне 15,082 триллиона рублей (19,5 % ВВП), расходы — 15,513 триллиона рублей (20 % ВВП). Дефицит бюджета — 430,718 миллиарда рублей (0,6 % ВВП). Его собираются покрыть в основном за счёт займов, поступлений от приватизации и дополнительных нефтегазовых доходов.

Использование секвестра

В условиях бюджетного дефицита предусмотрено применение следующих мер:

• при утверждении бюджета устанавливается предельный уровень (размер) дефицита;

• привлечение средств путём выпуска займов (государственных или местных) и использование кредитов;

• при превышении уровня бюджетного дефицита вводится механизм секвестра расходов.

Решение о секвестре принимается представительным органом по предложению исполнительного органа власти. Механизм секвестра может вводится и в случае, если в ходе исполнения бюджета дефицит не уменьшается, результатом чего является невозможность финансирования бюджетом мероприятий.

Спасибо всем за внимание…

При желании почитайте:

  • Какие шансы у выпускника поступить на бюджет в вуз?
  • Что такое мембранный циллиндр? Как он работает?
  • Перечислите те сектора экономики, которые нуждаются в государственном контроле прежде всего?

Секвестр бюджета, оптимизация мозгов

На самом деле — это серьезный политический шанс что-то изменить в экономической политике

Фото: «Новая газета»

  • На самом деле — это серьезный политический шанс что-то изменить в экономической политике

    Слово «секвестр» вошло в словесный обиход в 1990-е годы, и еще долго знатоки спорили, как это лучше сказать по-русски: «секвестирование» или «секвестрирование». В то время снижение государственных расходов, мотивированное необходимостью балансирования бюджета и снижения инфляции, казалось большой победой правительства над отраслевыми лоббистами, всякий раз устраивавшими плач по гибнущей арбузолитейной промышленности или по срочной большой нужде накачать бюджетными деньгами уникальный флагман социндустрии завод «Красная синька». Нынешняя необходимость резать расходы оценивается как необычайное по силе поражение кабинета министров. Хотя на самом деле — это серьезный политический шанс что-то изменить в экономической политике, разобравшись с бюджетными приоритетами и отказавшись от мегаломанических проектов, чья сметная стоимость неизменно вырастает в разы.

    Давно (правда, в шутку) говорилось о том, что спасти экономику России и вернуть ответственную экономическую политику может только асфальтирование нефтегазоносных месторождений. Иначе просто не поменяется экономическая ментальность, которая в подзатянувшиеся тучные годы высокой сырьевой конъюнктуры сводилась к выбору проекта, как правило, максимально затратного и инфраструктурного, и расходованию на него бюджетных денег с последующими «распилами-откатами-заносами» («революция роз», копирайт (С) — Станислав Белковский). В рамках капитализма друзей это означало и предоставление преференций условному кооперативу «Озеро» в его расширенном понимании.

    Несмотря на неплохую внешнюю конъюнктуру, о которой и мечтать не могли в те же самые 1990-е годы, загнанная в гетто госкорпораций и задавленная государственным рэкетом экономика перестала расти. При стабильно высокой инфляции, поддерживаемой в полном соответствии с «лжеучениями» проклятых чикагских монетаристов, растущими госрасходами и тарифами естественных по названию и противоестественных по экономической природе монополий, то, что происходит в стране, скоро можно будет назвать стагфляцией — сочетанием стагнации и инфляции.

    А стагфляция в нашем государстве, управляемом вручную национальным лидером и окормляемом скрепами от лидера духовного, становится фактором социальным, а затем и политическим. Методами начальственного окрика, затыканием дыр, проведением саммитов категории luxury, размахиванием паникадила и предъявлением православных святынь населению по сценарию раннесоветского фильма «Праздник святого Йоргена» — долго страной управлять нельзя. Экономика не поднимается постом и молитвой. Нужна экономическая политика. И для начала — с учетом в том числе катастрофического наводнения — снижение расходов.

    Но вот выбор приоритетов при урезании расходов — это почти то же самое, что и экономическая политика. И вот здесь для правительства и президента наступает момент истины.

    Олимпиада, чемпионат мира по футболу и прочие начинания, военные расходы на уровне звездных войн… если все это оставить на прежнем уровне — бюджет будет разрушен. Но и если отрезать от всех незащищенных статей бюджет более или менее равномерно, как предлагается, — никакой осмысленной экономической политики не будет. Значит, не осознали масштаба бедствия. Значит, опять чертят горизонт своего существования не далее очередного президентского срока.

    Помимо секвестра бюджета нужна оптимизация мозгов. Но для этого должна радикально измениться политика. Причем речь уже не об экономической политике.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector