Как работают машинисты поездов дальнего следования
Профессия машиниста: романтика или тяжелый труд?
Хотите занять это место?
Управление поездом, как правило, осуществляется бригадой, состоящей из двух человек: машиниста и его помощника. Получение опыта работы помощником – обязательное условие для будущего машиниста, прошедшего сначала специальные курсы. В современных поездах созданы условия для того, чтобы управление стало доступным одному человеку, и зачастую опытные локомотивщики трудятся в одиночку, тем самым решая вопрос нехватки кадров.
Романтика стука колес, блеска рельсов и запаха шпал
Со стороны пассажира романтика профессии налицо. Зимой впереди заснеженные рельсовые нити, сигналы семафоров, пролетающие на большой скорости, вокруг деревья в инее. Весной это пробуждение природы: первые ручьи, набухшие почки деревьев, пробивающаяся трава и буйное цветение. Но как только переступаешь порог кабины машиниста, вся романтика мгновенно улетучивается.
К слову сказать, термин «машинист» требует уточнения, так как, по сути, подразумевает лицо, профессиональной деятельностью которого является управление машинами различных типов. При этом, например, есть машинист турбогенератора или машинист технологических насосов, но нет машиниста автомобиля или машиниста самолета.
Так вот о романтике. За спиной машиниста более тысячи человек. А впереди на рельсах застрял на переезде грузовик. Произвести торможение, избегая вкапывания на месте, точно рассчитав тормозной путь, давление в цилиндрах на скорости 80 км/ч может далеко не каждый, не говоря о том, что на большом расстоянии очень сложно вовремя заметить проблемную ситуацию.
Издержки профессии машиниста с точки зрения соискателя на вакансию
К «прелестям» профессии можно отнести ненормированный график, огромную психологическую нагрузку, ежедневную медицинскую комиссию, редкие встречи с родными и близкими людьми. При этом уровень заработной платы варьируется и зависит от региона, в котором трудится специалист, специфики учреждения, к которому относится его деятельность, и политики предприятия по отношению к работникам.
Поезда различаются по типу локомотивов (электровоз, тепловоз) и по дальности маршрута. Согласитесь, работа на поезде дальнего следования с интервалом в тысячи километров и электропоезде, не покидающем пределов области, несколько разнится по жизненному укладу сотрудников. Зачастую машинистов приглашают на работу крупные промышленные предприятия (рудники, шахты, заводы). Там маршруты совсем короткие и рабочий день почти не отличается от трудового дня рабочего на том же предприятии.
Трудиться в данной сфере не берут людей с заболеваниями центральной нервной системы, сердца, сосудов, проблемами опорно-двигательного аппарата, нарушениями вестибулярного аппарата.
Ежедневный труд машиниста – сложно, напряженно, ответственно
Перед каждой поездкой машинист обязан оценить техническое состояние состава. Вместе с помощником он проверяет ходовую часть, сцепление вагонов, наличие топлива, воды и смазки. Если с точки зрения машиниста ремонтная бригада некачественно выполнила свою работу, по его требованию она должна быть сделана повторно и безупречно. Превыше всего безопасность пассажиров, а значит обязательной проверке подвергается система пожаротушения.
Обязательная медицинская комиссия будет дотошно контролировать содержание алкоголя в крови, давление, работу сердца, общее физическое состояние и готовность к управлению составом. Машинист подчиняется правилам технической эксплуатации, огромному количеству инструкций, например по движению и маневровой работе, по сигнализации, графику движения, который нужно знать наизусть. Перед каждой поездкой обязательный инструктаж по технике безопасности, информирование об ограничениях скорости по маршруту.
Машинист метрополитена – специфика и привилегии
Каждые 3-4 минуты зрачки машиниста то сужаются, то расширяются. В течение смены, длящейся минимум 6 часов, помимо частого ослепления, машинист испытывает постоянную нагрузку на нервную систему, трудится в условиях шума и недостатка кислорода при полном отсутствии солнечного света. Монотонность вызывает чувство сонливости, с которым крайне сложно бороться. Работа относится ко второй категории вредности. На пенсию работников провожают в 55 лет. Отбор кандидатов из мужчин до 35 лет, прошедших службу в вооруженных силах, весьма жесткий. Из 100 человек работать останется один.
Машинист из Каширы: про романтику и опасность железных дорог
День железнодорожника отмечается ежегодно в первое воскресенье августа, в этом году этот профессиональный праздник выпадает на 7 число. Владимиру Трубецкому из подмосковной Каширы 24 года, он работает помощником машиниста локомотивного депо Ожерелье и готовится стать полноправным «водителем поезда». Владимир рассказал Каширскому информагентству об этой непростой профессии, о своем отношении к зацеперам и об экстренных ситуациях, которые могут случиться на железной дороге.
Как управлять поездом
Владимир Трубецкий родился в Брянске. Там он окончил железнодорожный колледж по специальности «Помощник машиниста локомотива и помощник машиниста электропоезда».
«Водить поезд — это полдела. Нужно еще знать его устройство и все «больные точки». Поэтому мы дополнительно получали специальность «Слесарь по ремонту состава», — рассказывает Владимир.
После окончания учебы в местном локомотивном депо юноше предложили попробовать свои силы в Подмосковье. Возражений не последовало: желание постигать азы профессии оказалось сильнее грядущих трудностей, связанных с переездом в другой город. Кроме того, за плечами у Владимира к тому времени была служба в армии. По его мнению, это очень кстати, ведь здоровье и выдержка — первое, что требуется от будущего машиниста.
После года работы в Ожерелье молодому помощнику машиниста предложили пойти на повышение — отучиться на машиниста в Тульской дорожно-технической школе. Семь месяцев учебы, экзамены, строгая комиссия из Москвы — и заветный диплом в кармане.
«Сейчас дублируюсь на машиниста, то есть, стажируюсь. Не буду скромничать: в 24 года это достаточно хороший показатель. Многие ведь так и работают всю жизнь помощниками. Спросите — почему? Наверное, боятся брать бразды правления в свои руки. Поезда бывают тяжелые, со своим характером и сложным управлением. В моем случае побеждает интерес и наличие хорошего наставника», — отмечает Владимир.
В вагонах и на крышах
Ловко управляясь с огромной «железной махиной», Трубецкий признается, что в детстве он очень боялся поездов. Затянуть его в электричку было непростой задачей, иногда и вовсе безнадежной. Понятно, что тогда даже не возникало мысли о том, что в будущем он станет машинистом локомотива. На самом деле, Владимир с детства мечтал стать военным, но дальше срочной службы дело так и не продвинулась.
Впрочем, пройти «боевое крещение» Владимиру все-таки довелось. Это был его первый рейс, выпавший на один из декабрьских дней. Состав следовал из Ожерелья до станции Бекасово. Снег тогда лежал буквально по колено. Чтобы извлечь тормозные «башмаки» из-под колесных пар, дублеру машиниста пришлось пробираться сквозь снежные сугробы. В кабину он вернулся изрядно промокшим.
Выходить в рейсы Владимиру доводится как с грузовыми, так и пассажирскими составами. В пассажирские поезда помощник машиниста допускается, проработав полгода на грузовых. Работа с людьми — всегда особая ответственность. Если порядок в вагонах поддерживает поездная бригада, то за людьми, перебегающими пути, следит машинист. Как отмечает Трубецкий, здесь нужен глаз да глаз, а головой приходиться крутить на все 360 градусов.
«С дисциплиной пассажиров проблем практически не бывает. Скорее проблемы могут возникнуть у самих пассажиров, когда в пути кому-то нездоровится. Тогда на ближайшую станцию вызывается „скорая“, пассажира выводят и прямо на месте оказывают первую помощь. Поезд при этом следует дальше», — объясняет Владимир.
Отдельная категория граждан — это зацеперы. По словам Трубецкого, эти любители экстрима нередко встречаются на Павелецком направлении. Часто таких экстремалов машинисты замечают на крышах проходящих рядом составов. «Соседям» тут же докладывают о нарушителях, после этого ими занимаются правоохранительные органы.
Сам Владимир, оценивая действия зацеперов, недоуменно пожимает плечами: глупое бесстрашие. По его мнению, такие игры при напряжении до 3,5 тысяч вольт не стоят полученной дозы адреналина.
Строго по регламенту
Пока что большинство маршрутов, по которым ходит Трубецкий, подмосковные: Ожерелье — Москва, Москва — Узуново и другие. Также он ездил из Ожерелья в Вековку, Владимирская область. Но были и другие рейсы. Самый дальний — более 600 километров и сутки с перерывом на следование в пути. Интересно, что у составов, которые выезжают за пределы Московской области, электровозы сменяют на тепловозную тягу.
«По прибытию в конечный пункт мы располагаемся в комнате отдыха локомотивных бригад. В нужное время нас поднимает дежурный по депо, и мы отправляемся по маршруту. Самолично вести поезд трудности не составляет. Главное — соблюдать регламент. На мой взгляд, у нас большинство проездов и сходов на железной дороге происходит как раз из-за его несоблюдения», — делится Владимир.
Начальник станции метро «Шаболовская»: «Я всех пассажиров знаю в лицо»>>
Трубецкий объясняет, что у большинства составов максимальная скорость следования в пути — до 120 километров в час, но на деле все стараются не превышать показатель в 80 километров в час. В частности, это зависит от марки пути, который бывает стыковым или бесстыковым.
Люди часто интересуются, что за голос звучит из динамиков, который называет станции и дает различные объявления. Трубецкий поясняет, что это не входит в обязанности машиниста, так как его ничего не должно отвлекать от дороги. Все прочие обязанности лежат на бригаде поезда. К слову, посторонним строго запрещено заходить в кабину машиниста во время следования.
Осенью Владимир должен перейти на полноценную работу машинистом. По его словам, свое будущее он связывает только с железной дорогой. Поезда дальнего следования манят особой романтикой и в то же время колоссальной ответственностью. А амбиции подстегивают стремительно взбираться вверх по карьерной лестнице.
Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите “Ctrl+Enter”
Профессия “машинист поезда”: описание, специфика, преимущества
Среди множества рабочих специальностей есть такие, о которых грезят с детства. Они окутаны ореолом романтики и высокого профессионализма. Одна из них – профессия «машинист поезда». Он самый главный на железнодорожном транспорте, и его деятельность связана с управлением локомотивом.
Краткий экскурс в историю профессии
Как только были проложены первые рельсы и выпущен первый поезд, остро встал вопрос об его управлении. Чтобы поездка была удачная, необходимы не только соответствующие знания, но и специфические черты характера.
В России профессия «машинист поезда» возникла в далеком 1834 году. Изначально по рельсам ходили небольшие составы всего из четырех вагонов. Их скорость не превышала 33 км/час. Но после увеличения мощности и скоростного режима до 42 км/час потребовались люди, которые бы справлялись с возрастающей нагрузкой. Поэтому были организованы обучающие курсы для получения знаний и навыков управления железнодорожным транспортом.
Особенно востребованы были машинисты во времена Советского Союза. Прокладка рельс шла огромными темпами, в стране производились различные составы для перевозки грузов и пассажиров. Требовались квалифицированные люди, полностью подготовленные для управления составом.
Характерные особенности специальности
Профессия машиниста чаще рассматривается как сугубо мужская. Однако никто не ограничит предстательниц женского пола, если они соизволят обучиться данному мастерству. Но чтобы выбор был осознанным, необходимо точно знать описание профессии «машинист поезда».
Специальность обладает рядом специфических особенностей, на которые следует обратить внимание. Деятельность требует не только выносливости, но и отменного здоровья. Поэтому при поступлении в соответствующее учебное заведение потребуется медицинская справка о пригодности.
Профессия «машинист поезда» подразумевает знание технических особенностей машины и автоматических устройств, находящихся в кабине локомотива.
От машиниста требуется предельная концентрация внимания. Чтобы не допустить несчастного случая, необходимо обращать внимание на дорожные знаки, погодные условия и показания приборов. На поезда дальнего следования всегда ставятся помощники, которые подстраховывают главного машиниста и дают возможность отдохнуть.
Основные обязанности машиниста локомотива
При движении поезда машинист с помощником выполняют следующие основные функции:
- следят за знаками и сигналами на железнодорожном пути;
- наблюдают за показаниями приборной панели, которая указывает на бесперебойную работу всего подвижного состава;
- следят за состоянием локомотива, его целостностью;
- подают установленные сигналы при въезде на станцию;
- ответственны за безопасность маневров;
- при обнаружении неисправностей обязаны немедленно сообщать дежурным по станции.
Профессия «машинист поезда» предполагает частые отлучки из дома. Но дает возможность увидеть множество новых мест. Поэтому люди, которые жаждут новых впечатлений и готовы изучать технические характеристики железнодорожного транспорта, часто выбирают данную специальность.
Детская железная дорога
Тем ребятам, которые во время уроков по профориентации пишут сочинение на тему – «Моя будущая профессия – машинист поезда», необходимо посетить детскую железную дорогу.
Такие организации существуют уже во многих городах России. Тем, кто мечтает водить по рельсам не только игрушку, а настоящий полноценный состав, организовывают специальное обучение. После получения необходимых знаний ребята могут работать настоящими проводниками, дежурными по станции, и даже помогать машинисту вести самый настоящий поезд с пассажирами.
Детская железная дорога не только оказывает развлекательные услуги по катанию маленьких детей, но и является учреждением дополнительного образования. Ребята в возрасте от 8 до 15 лет могут изучать различные железнодорожные специальности и закреплять полученные навыки на практике.
Профессия «машинист поезда» для детей осваивается не только в учебных классах. На настоящих поездах чуть уменьшенного формата и по более узкой рельсовой колее, под чутким руководством взрослого подросток осваивает азы сложного мастерства.
На детской железной дороге все по-настоящему. По мере технических возможностей, все оборудование соответствует аналогичному на путях общего назначения. И, хотя рельсы не имеют выхода на общую колею, состав полностью соответствует полноценному пассажирскому локомотиву и люди самые настоящие.
Обучение мастерству вождения
Мечтающим покорить себе тяжелую машину и стать управленцем длинного состава полезно знать, где получить профессию машиниста поезда. Обучают специальности в железнодорожных техникумах, поступление возможно после 9 классов общеобразовательной школы.
Основные дисциплины, которым будут обучаться будущие студенты, связаны с техническими науками, правилами безопасности перевозок людей и грузов, основами железнодорожного движения.
Чтобы грамотно управлять целым составом, необходимо изучить его характеристики и обладать знаниями в программном обеспечении и принципах его работы.
Чтобы осуществить мечту, осталось только выбрать ближайшее учебное заведение, список которых достаточно обширный. Среди наиболее известных выделяют: Саратовский, Самарский, Оренбургский, Пензенский техникумы железнодорожного транспорта.
Для получения высшего образования необходимо поступать в государственные вузы путей сообщения, где можно получить профессию машиниста поезда и квалификацию инженера железнодорожного сообщения. Вузы находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове, на Дальнем Востоке и в других областях.
Востребованность профессии
Перед выбором будущей профессии важно знать ее перспективы. Специализация «машинист локомотива» занимает лидирующие позиции в списке, опубликованном “Российской газетой” пару лет назад.
О востребованности говорят запросы работодателей на биржах труда, среди которых 33% от общего числа соответствовали работе «машинист».
Плюсы специальности и ее недостатки
Как и любая другая, профессия машиниста имеет свои неоспоримые достоинства. Одна из них связана с ореолом романтики, когда человек постоянно находится в пути и видит немало новых мест. Но это достоинство порождает и недостаток. Специфика профессии вынуждает человека быть в отрыве от семьи долгое время, что некоторых может не устраивать.
Но колоссальная ответственность за жизнь пассажиров и сохранность груза гарантирует и достойную оплату труда. Российские железные дороги, помимо заработной платы, обеспечивают своих работников дополнительной поддержкой в виде премий, путевок в санаторий и длительных отпусков.
Минусом являются высокие нагрузки на организм и влияние вредных факторов на здоровье. У машиниста смена длится по 12 часов, которые он проводит в замкнутом пространстве и предельно концентрируя внимание.
Тернистый путь
После обучения все специалисты начинают путь с помощника машиниста. В зависимости от базового образования и практических навыков начинающий специалист может занимать должность помощника от нескольких месяцев до двух лет.
Только после тестирования у профессионала и прохождения соответствующего собеседования человеку доверяют самостоятельно возглавлять подвижной состав.
Женщинам разрешили быть машинистами
Министерство труда РФ с января 2021 года разрешило женщинам работать машинистами электричек, скоростных и высокоскоростных электропоездов. Эти профессии исключены из нового перечня производств, работ и должностей с вредными или опасными условиями труда, где ограничено применение труда женщин. Соответствующий приказ зарегистрирован в Минюсте на прошлой неделе.
К актуализации перечня работ, на которых запрещается применение труда женщин, Минтруд приступил в 2017 году. Представители ведомства и крупные работодатели, в том числе ОАО «РЖД», отмечали тогда, что действующий список из 456 профессий, утверждённый правительством в 2000 году, устарел: какие-то из них перестали существовать (на железной дороге это аккумуляторщик, водитель дрезины, кочегар и промывальщик котлов паровозов), другие значительно изменили своё содержание и перестали представлять угрозу для женского здоровья.
Главный критерий, которым Минтруд руководствовался при составлении нового списка, – опасно ли то или иное производство или работа для репродуктивного здоровья женщин и может ли воздействие вредных факторов повлиять на здоровье будущего поколения.
В итоге перечень запрещённых видов работ сократился в 4 раза – до ста позиций. Минтруд снял ограничение на трудоустройство женщин на позиции машиниста электропоезда (электрички), скоростных и высокоскоростных поездов («Ласточка», «Сапсан» и другие). Также ведомство разрешило дамам водить большегрузные автомобили и сельскохозяйственную спецтехнику, работать на судне боцманом, шкипером и матросом, заниматься верхолазными работами на высоте свыше 10 м. «Наибольший интерес у женщин вызывают профессии в морском и речном судоходстве, автомобильном и железнодорожном транспорте, в гражданской авиации, сельском хозяйстве», – отметили в ведомстве.
По словам генерального директора общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта «Желдортранс» Сергея Чаплинского, обновление перечня – долгожданный шаг для предприятий отрасли. «Специальная оценка условий труда, законодательно утверждённая несколько лет назад, позволяет оценить реальные условия на конкретном рабочем месте. Не вижу никаких сложностей, чтобы женщины работали машинистами, помощниками машиниста на современных электропоездах, где созданы безопасные и комфортабельные условия труда. У нас женщин набирают даже в военные училища на военных лётчиков. Военным бомбардировщиком можно управлять, а почему поездом нельзя? Есть старые типы локомотивов, где действуют вредные факторы, там, наверное, не надо женщинам работать. Но эти факторы выявляются при проведении спецоценки. К слову, последние несколько лет многие девушки поступили в колледжи в разных городах на факультет «Локомотивное хозяйство», – отметил он.
Как ранее отмечали в ОАО «РЖД», все серии локомотивов, которые сейчас поставляют холдингу производители, соответствуют нормативам по вибрации на рабочем месте. При этом специально адаптировать кабины локомотивов для женщин не придётся. По словам заместителя председателя Роспрофжела, главного технического инспектора труда профсоюза Алексея Налётова, в плане эргономики кабины скоростных поездов универсальны – они «унисекс» и подходят для женщин.
В то же время ряд ограничений в отношении работ на железной дороге Минтруд всё-таки сохранил. Так, женщины не должны управлять железнодорожными строительными машинами, тяговым, моторвагонным и специальным самоходным подвижным составом, в условиях превышения предельно допустимых концентраций вредных химических веществ и предельно допустимого уровня общей вибрации.
Дамам также запрещено заниматься ремонтом и техническим обслуживанием объектов инфраструктуры (монтёры пути и осмотрщики-ремонтники вагонов), контактной сети электрифицированных железных дорог и подвижного состава (электромеханик контактной сети), если рабочий процесс предполагает поднятие и перемещение вручную тяжестей более установленных норм. Напомним, что предельно допустимым для женщин считается подъём и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой до двух раз в час – 10 кг, подъём и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены – 7 кг.
Под запретом остались и маневровые работы по расформированию-формированию составов, регулированию скорости движения тормозными башмаками, поскольку это также связано с поднятием и перемещением тяжестей вручную сверх установленных норм, а также работы по пропарке и очистке внутренних поверхностей цистерн из-под нефтепродуктов и ядохимикатов.
«Важно отметить, что при создании безопасных условий труда работодатель вправе применять труд женщин без ограничений», – подчеркнули в Минтруде.