Что такое протекционистская политика
Discovered
О финансах и не только…
Протекционизм
Протекционизм (англ. protectionism от лат. protectio — прикрытие, защита, покровительство) — экономическая политика государства по защите внутреннего рынка от иностранной конкуренции. В узком смысле под протекционизмом понимается таможенная политика, проводимая в целях ограничения или недопущения товаров иностранного происхождения на внутренний рынок.
В широком смысле протекционизм предоставляется системой мер, направленных на защиту интересов национальных производителей, а также на поощрение и стимулирование национального производства. Таможенная политика является лишь частью данной системы.
Протекционизм осуществляется отдельными государствами или их экономическими объединениями (например, Европейским союзом по отношению к третьим странам при импорте сельскохозяйственной продукции), то есть может иметь место так называемый коллективный протекционизм. Если от иностранной конкуренции защищается национальное производство в целом, такую политику называют тотальным протекционизмом. Если же она касается отдельных отраслей народного хозяйства, протекционизм называют селективным, или выборочным. Частным случаем последнего является аграрный протекционизм.
Протекционизм имеет давнюю историческую традицию. Он появился в XVII веке в Европе, когда национальные государства, опираясь на концепцию меркантилизма, стремились к достижению положительного сальдо торгового баланса в первую очередь путем ограничения импорта. Новый всплеск протекционизма произошел в XIX веке как противовес сторонникам политики свободной торговли. Особую популярность в то время имела концепция защиты молодых отраслей промышленности. XX век вплоть до 80-х гг. отмечен явным преобладанием протекционизма. До 50-х гг. преобладал очень сильный протекционизм, в 50-70-е гг. произошло его значительное ослабление, особенно в практике развитых стран, в 70-80-е годы протекционизм вновь усилился. В 90-е годы активизировалось наступление на протекционизм, связанное в первую очередь с деятельностью Всемирной торговой организации.
В историческом разрезе прослеживается постоянное противостояние концепций и практики протекционизма, с одной стороны, и свободной торговли, с другой, как двух антиподов. Ослабляя международную конкуренцию путем протекционизма, государство одновременно ослабляет стимулы к развитию, инновациям, снижению издержек производства, повышению качества продукции. Национальный потребитель платит больше за приобретаемые товары. Поэтому периоды протекционизма неминуемо сменяются периодами его ослабления или свободной торговли.
Существует несколько вариантов проведения протекционистской политики.
Во-первых, это введение импортных пошлин на товары и услуги. Иногда их размер может доходить до запретительных величин, когда ввоз того или иного предмета становится экономически нецелесообразным.
Во-вторых, введение квот. Так, в 1980 году было заключено торговое соглашение между Японией и США, по которому ограничивалось количество ввозимых в Америку автомобилей.
В-третьих, утверждение стандартов и нормативов, которым не соответствует продаваемая на международном рынке продукция. В качестве примера можно привести российские нормы СЭС относительно мяса птицы, импортируемой из США.
В-четвертых, прямая государственная поддержка внутренних товаропроизводителей. Скажем, в ряде стран Европы субсидии получают фермеры.
Инструментами протекционизма служат все меры таможенного регулирования: тарифные (таможенные пошлины) и нетарифные (лицензирование, квотирование, «добровольное» ограничение экспорта, нормы санитарного, эпидемиологического, экологического контроля, технические стандарты и др.). Роль отдельных инструментов протекционизма в настоящее время кардинально меняется. Высокие, т.е. протекционистские, таможенные пошлины, количественные ограничения, которые традиционно занимали основное место в арсенале открытого протекционизма, согласно решениям ВТО не могут применяться большинством стран мира (кроме развивающихся стран и стран с переходной экономикой) для защиты отдельных отраслей. На первый план выходят более завуалированные инструменты санитарного и технического контроля, то есть открытый протекционизм сменяется косвенным.
Протекционизм — точка зрения, согласно которой ограничение международной торговли является желательной политикой. Ее целью может быть предотвращение безработицы или потери производственных мощностей в отраслях, которым угрожает импорт, содействие таким формам промышленного развития, которое влияет на внутреннее распределение доходов или улучшает условия торговли страны путем использования ее международного монопольного положения.
Некоторые политики используют протекционистские меры для своего собственного блага, другие, не одобряющие протекционизм, продолжают поддерживать его, так как не могут позволить себе потерять голоса или финансовую поддержку тех, кто этого требует.
Политика протекционизма
Политика протекционизма – это государственное покровительство в экономической сфере. Проявляется оно ограждением внутреннего рынка державы от возникновения на нем иностранных товаров. Политика протекционизма предусматривает также и поощрение экспорта конкурентоспособных товаров на внешние рынки. Задача данной формы государственного покровительства состоит в стимулировании развития государственной экономики, защиту ее от иностранной конкуренции при помощи нетарифного и тарифного регулирования.
Усиливающаяся мировая глобализация обуславливает необходимость вырабатывать адекватную политику протекционизма, повышая, таким образом, конкурентоспособность российских товаров в условиях национального и международного рынков. Проявление политической активности государства в отдельных сферах даст возможность отечественным производителям быстро и наиболее эффективно адаптироваться к условиям глобального экономического развития в посткризисный период.
Необходимо отметить, что в различные исторические периоды экономическая политика российского государства склонялась и в сторону свободной торговли, и в сторону протекционизма. При этом четкого принятия какой-либо из экстремальных форм не было. Вместе с этим абсолютно открытая экономика, с неограниченным товарооборотом, движением технологий, труда и капиталов сквозь национальные границы, не присуща ни одному государству.
В течение многих веков политические и экономические деятели спорят о том, что лучше – политика протекционизма, позволяющая развиваться отечественному производству, или свободная торговля, позволяющая сравнивать международные и национальные издержки промышленности напрямую.
Международная экономика 1950-х-60-х годов характеризовалась либерализацией и приверженностью к свободе во внешней торговле. С наступлением 1970-х годов отмечается другая тенденция, в которой преимущественно используется политика протекционизма. Государства друг от друга начали постепенно отгораживаться, используя при этом все более изощренные тарифные, а в особенности, нетарифные барьеры. Таким образом, осуществлялась защита своего внутреннего рынка от иностранной конкуренции.
Политика протекционизма может быть направлена на постоянную защиту отечественных стратегических отраслей от иностранной конкуренции. Это, в свою очередь, обеспечивает неуязвимость страны в условиях военных действий.
Ограждение внутреннего рынка может быть и временным. Как правило, данное условие применяется к недавно созданным экономическим отраслям. Временные меры могут быть сняты по достижению производственных сфер необходимой конкурентоспособности с подобными сферами прочих государств.
Государство может применить политику протекционизма в качестве ответной реакции на аналогичные ограждающие экономику меры в других странах.
Экономические меры государства по защите своего внутреннего рынка могут иметь несколько форм:
– отраслевая форма (осуществляется защита отдельной отрасли);
– селективная форма (осуществляется защита от конкретного государства или товара);
– коллективная форма (защита осуществляется несколькими объединившимися странами);
– скрытая форма (применение в защите не таможенных способов).
Необходимо отметить, что экономика России сегодня обладает низкой конкурентоспособностью в сравнении с экономиками других государств. В связи с этим велика вероятность того, что в развивающемся в мире глобальном хозяйстве российское государство может занимать место, слабо отражающее его истинный потенциал, как научно-технического, так и природно-ресурсного. Таким образом, вероятно превращение страны в простого поставщика ресурсов для стран, промышленно более развитых. Однако на развитие данного процесса оказать влияние может политика протекционизма в России.
Что такое протекционизм
Протекционизм – что это такое?
Протекционизм – это политика правительства страны в экономической сфере, ориентированная на защиту и поддержание национальной экономики. Предполагает введение таможенных и налоговых ограничений, за счет которых снижается уровень импорта иностранных товаров и их конкурентоспособность, по сравнению с продукцией, производимой внутри страны.
В России активная политика протекционизма проводилась в 19 – начале 20 века. В этот период развитие российской промышленности находилось на крайне низком уровне. Это вынудило государство значительно повысить таможенные пошлины и налоги на ввоз иностранной продукции для стимуляции внутренней промышленности.
Данная модель сыграла важную роль в развитии мануфактурного и фабричного производства в России. Однако это негативно сказалось на качестве и внешней конкурентоспособности отечественных товаров.
Протекционистская экономическая модель предполагает введение искусственных мер, позволяющих создать более благоприятные условия для отечественных производителей. Правительство уменьшает уровень рыночной конкуренции, закрывая рынок для зарубежных предприятий. В рамках такой политики из бюджета часто выделяется значительное финансирование для национальных компаний.
Суть политики протекционизма
В протекционистском государстве национальные производители практически не конкурируют с зарубежными компаниями, поскольку для последних установлены ввозные ограничения. Зачастую правительство параллельно поддерживает отечественные компании субсидиями и дотациями.
Противоположной протекционизму политикой является модель свободной торговли. Она предполагает свободный ввоз иностранных товаров в страну. Благодаря этому формируется здоровая рыночная конкуренция, при которой цены устанавливаются на основании спроса и предложения, качества и сервиса.
Поэтому сегодня более эффективной считается именно свободная рыночная модель. Она реализована в большинстве стран, а протекционизм рассматривается в качестве пережитка прошлого.
Задачи экономического протекционизма
Протекционизм основан на принципе защиты национальной промышленности, которая может пострадать из-за конкуренции с импортной продукцией. Часто импортные товары оказываются не только качественнее, но и дешевле отечественных. Это может быть обусловлено более дешевой рабочей силой, доступностью ресурсов и сырья, технологическим превосходством и рядом других факторов.
Создавая ввозные барьеры, государство в теории может расширить рынок для национальной продукции, путем его закрытия для иностранных компаний. Основная цель таких мер – способствование развитию внутренней экономики.
В теории это может улучшить экономическую ситуацию, если государство будет субсидировать отечественных производителей и стимулировать их к экспорту. Однако далеко не всегда результат оказывается положительным. Из-за отсутствия конкуренции многие производители не стремятся к совершенствованию, улучшению продукции, внедрению новых технологий, обновлению основных средств.
Национальные предприятия могут столкнуться с серьезными трудностями при экспорте своих товаров. Зарубежные страны зачастую реагируют на политику протекционизма аналогичными ограничениями. В результате многие страны попросту отказываются от торговли с протекционистским государством.
Преимущества и недостатки политики протекционизма во внешней экономике
Ключевой недостаток данной политики – удорожание товаров и услуг без повышения их качества, или даже с его снижением. Это обусловлено закрытостью рынка. Национальные предприятия не конкурируют с качественной и дешевой иностранной продукцией, поэтому имеют возможность устанавливать практически любые цены на свою продукцию.
При протекционизме национальные фирмы часто лоббируют выгодные им нормативно-правовые акты, позволяющие устанавливать их стандарты качества и цены. Предприятия теряют интерес к улучшению своих товаров и услуг, соответственно отпадает и необходимость в модернизации основных средств. В результате значительно замедляется научный прогресс в промышленной сфере.
Но, все же, такая политика может иметь и положительные стороны. К примеру, она позволяет создать благоприятные условия для развития новых отраслей. Пока определенная отрасль промышленности не окрепла и только находится на начальной стадии развития, важно защитить ее от внешних угроз, связанных с импортом иностранной продукции.
В данном случае необходимо применять временный протекционизм, ориентированный конкретно на определенные сферы. Но, зачастую и это не дает положительных результатов. Предприятия попросту не имеют стимулов к развитию, поэтому продолжают довольствоваться правительственными дотациями.
Discovered
О финансах и не только…
Протекционизм
Протекционизм (англ. protectionism от лат. protectio — прикрытие, защита, покровительство) — экономическая политика государства по защите внутреннего рынка от иностранной конкуренции. В узком смысле под протекционизмом понимается таможенная политика, проводимая в целях ограничения или недопущения товаров иностранного происхождения на внутренний рынок.
В широком смысле протекционизм предоставляется системой мер, направленных на защиту интересов национальных производителей, а также на поощрение и стимулирование национального производства. Таможенная политика является лишь частью данной системы.
Протекционизм осуществляется отдельными государствами или их экономическими объединениями (например, Европейским союзом по отношению к третьим странам при импорте сельскохозяйственной продукции), то есть может иметь место так называемый коллективный протекционизм. Если от иностранной конкуренции защищается национальное производство в целом, такую политику называют тотальным протекционизмом. Если же она касается отдельных отраслей народного хозяйства, протекционизм называют селективным, или выборочным. Частным случаем последнего является аграрный протекционизм.
Протекционизм имеет давнюю историческую традицию. Он появился в XVII веке в Европе, когда национальные государства, опираясь на концепцию меркантилизма, стремились к достижению положительного сальдо торгового баланса в первую очередь путем ограничения импорта. Новый всплеск протекционизма произошел в XIX веке как противовес сторонникам политики свободной торговли. Особую популярность в то время имела концепция защиты молодых отраслей промышленности. XX век вплоть до 80-х гг. отмечен явным преобладанием протекционизма. До 50-х гг. преобладал очень сильный протекционизм, в 50-70-е гг. произошло его значительное ослабление, особенно в практике развитых стран, в 70-80-е годы протекционизм вновь усилился. В 90-е годы активизировалось наступление на протекционизм, связанное в первую очередь с деятельностью Всемирной торговой организации.
В историческом разрезе прослеживается постоянное противостояние концепций и практики протекционизма, с одной стороны, и свободной торговли, с другой, как двух антиподов. Ослабляя международную конкуренцию путем протекционизма, государство одновременно ослабляет стимулы к развитию, инновациям, снижению издержек производства, повышению качества продукции. Национальный потребитель платит больше за приобретаемые товары. Поэтому периоды протекционизма неминуемо сменяются периодами его ослабления или свободной торговли.
Существует несколько вариантов проведения протекционистской политики.
Во-первых, это введение импортных пошлин на товары и услуги. Иногда их размер может доходить до запретительных величин, когда ввоз того или иного предмета становится экономически нецелесообразным.
Во-вторых, введение квот. Так, в 1980 году было заключено торговое соглашение между Японией и США, по которому ограничивалось количество ввозимых в Америку автомобилей.
В-третьих, утверждение стандартов и нормативов, которым не соответствует продаваемая на международном рынке продукция. В качестве примера можно привести российские нормы СЭС относительно мяса птицы, импортируемой из США.
В-четвертых, прямая государственная поддержка внутренних товаропроизводителей. Скажем, в ряде стран Европы субсидии получают фермеры.
Инструментами протекционизма служат все меры таможенного регулирования: тарифные (таможенные пошлины) и нетарифные (лицензирование, квотирование, «добровольное» ограничение экспорта, нормы санитарного, эпидемиологического, экологического контроля, технические стандарты и др.). Роль отдельных инструментов протекционизма в настоящее время кардинально меняется. Высокие, т.е. протекционистские, таможенные пошлины, количественные ограничения, которые традиционно занимали основное место в арсенале открытого протекционизма, согласно решениям ВТО не могут применяться большинством стран мира (кроме развивающихся стран и стран с переходной экономикой) для защиты отдельных отраслей. На первый план выходят более завуалированные инструменты санитарного и технического контроля, то есть открытый протекционизм сменяется косвенным.
Протекционизм — точка зрения, согласно которой ограничение международной торговли является желательной политикой. Ее целью может быть предотвращение безработицы или потери производственных мощностей в отраслях, которым угрожает импорт, содействие таким формам промышленного развития, которое влияет на внутреннее распределение доходов или улучшает условия торговли страны путем использования ее международного монопольного положения.
Некоторые политики используют протекционистские меры для своего собственного блага, другие, не одобряющие протекционизм, продолжают поддерживать его, так как не могут позволить себе потерять голоса или финансовую поддержку тех, кто этого требует.