Что относится к малому бизнесу

Что относится к малому бизнесу

Размер минимального кредита снижен с 3 млн до 500 тыс. руб., а максимальный порог кредита повышен со 100 млн до 2 млрд руб. Смягчены требования к заемщикам — задолженность по налогам не более 50 тыс. руб. не будет являться основанием для отказа. Исключено также ограничение по обязательной доле инвестиционных кредитов в общем объеме займов, что являлось сдерживающим фактором при выдаче льготных кредитов на пополнение оборотных средств.

Фото: Getty Images

Программа возместит компаниям расходы по размещению ценных бумаг на бирже и выплате купонного платежа. Первым компаниям, отобранным для выдачи субсидии, — Новосибирскому заводу резки металла, «Талан-Финанс» и «Брайт-Финанс» — выпуск акций позволит привлечь до 1,3 млрд руб.

Фото: Сергей Бобылев, ТАСС

Новый проект Минэкономразвития призван устранить избыточные, устаревшие и противоречащие друг другу требования федеральных нормативных правовых актов. Он предусматривает оперативную реакцию властей на запросы бизнес-сообщества. Речь идет в том числе о возможности в электронном виде согласовывать границы земельного участка или сокращать сроки подключения к газовым сетям для заявителей первой категории.

Фото: Getty Images

Минэкономразвития прорабатывает вопрос создания унифицированных требований для кафе и ресторанов в части санитарно-эпидемиологических и других регулирующих норм, о чем неоднократно говорили представители бизнес-сообщества.

Фото: Getty Images

Резидентам ТОР предоставляется широкий набор налоговых льгот, в том числе временное освобождение от уплаты по налогу на прибыль, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды снижаются с 30 до 7,6% (в четыре раза). В августе 2019 года в ТОР были зарегистрированы 404 резидента.

Фото: Getty Images

Центры «Мой бизнес» формируют в регионах сервисную модель оказания поддержки предпринимателям. Субъекты МСП в этих специализированных центрах могут получить все меры поддержки и комплекс услуг, необходимых именно им, в том числе возможность стать резидентом промышленного парка или технопарка, принять участие в образовательной программе или закупках крупнейших заказчиков и др.

Фото: Getty Images

Особое внимание в правительстве уделяют развитию инновационного предпринимательства. С 2014 года в рамках деятельности Фонда содействия инновациям поддержку получили более 600 компаний, нацеленных на запуск собственного производства, на сумму более 6,5 млрд руб. В рамках нового нацпроекта в 2019 году фонд вложил еще свыше 3,5 млрд руб. более чем в 220 проектов малого бизнеса. Особое внимание уделяется не только финансированию исследований и разработок, но и коммерциализации полученных результатов НИОКР.

Минэкономразвития содействует встраиванию участников инновационных кластеров в программы инновационного развития компаний с государственным участием, говорит директор центра «Российская кластерная обсерватория» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Евгений Куценко: «Программа поддержки промышленных кластеров Минпромторга России действовала похожим образом, субсидируя те же малые и средние предприятия под заявленный спрос со стороны крупных компаний в поставщиках качественно нового уровня».

По словам гендиректора ОЭЗ «Технополис «Москва» Игоря Ищенко, на примере столичной особой экономической зоны наглядно видны ключевые параметры поддержки МСП, включая компании с иностранным участием. На территории «Технополиса» работает порядка 130 высокотехнологичных компаний, из которых более 60 являются резидентами ОЭЗ, для таких производств общая налоговая нагрузка до 47% ниже. Порядка 80% компаний, представленных в ОЭЗ, относятся к МСП-сектору. «В Москве формат ОЭЗ — одна из ключевых мер поддержки малого и среднего бизнеса, продукция которого уже поставляется в регионы России, а также за рубеж», — отмечает эксперт.

Должен быть создан ряд новых инфраструктурных объектов, отмечает Евгений Куценко: научно-образовательные центры мирового уровня, научные центры мирового уровня, центры НТИ, лидирующие исследовательские центры, международные научно-методические центры, инновационные научно-технологические центры. По его словам, важно, чтобы была преемственность с уже действующими институтами развития и мерами поддержки и чтобы бизнес понимал структуру такой помощи.

Согласно опросу аналитического центра НАФИ, проведенному по заказу Минэкономразвития в апреле этого года, более четверти россиян заинтересованы в открытии своего дела; примерно такие же данные приводит ВЦИОМ — 25%.

При этом большинство россиян (74%) положительно относятся к людям, решившим открыть свое дело, отмечают в НАФИ. Образ предпринимателя в сознании россиян меняется, отмечают аналитики: «Если ранее предпринимательство ассоциировалось с нестабильной ситуацией 1990-х годов, «диким бизнесом» и «челноками», то сегодня предприниматель воспринимается как успешный и самостоятельный человек, который трудолюбив и решителен».

Когда речь заходит о динамике реальной бизнес-активности, а не настроений, картина выглядит так: если в 2008 году лишь 4% респондентов ВЦИОМ действительно имели свой бизнес, то в 2019 году таких оказалось уже 10%.

Все опросы фиксируют, что наибольшую готовность к предпринимательской карьере демонстрируют молодые люди, причем мужчины чаще женщин, работники с высоким материальным статусом, жители крупных городов и областных центров. Возраст — ключевой демографический фактор, определяющий отношение россиян к своему бизнесу, отмечают в НАФИ: люди моложе 30 лет воспринимают предпринимательство положительно.

Особо выделяется при этом категория самозанятых, подчеркивают исследователи РАНХиГС: по сравнению с наемными работниками они почти в два раза реже говорят о категорическом нежелании открывать свое дело (34,4 против 61,7%), а 9,8% планируют сделать это в ближайшее время. Таким образом, резервы пополнения рядов предпринимателей находятся преимущественно в среде самозанятых: такие граждане уже имеют опыт организации индивидуального бизнеса, у них в большей степени выражены «предпринимательские намерения», отмечают исследователи.

Многие считают, что начать собственное дело сложно — об этом заявили 62% респондентов НАФИ, 24% придерживаются противоположного мнения. При этом 58%, например, просто не знают о мерах господдержки (знакомы с ними 33%). Четверть опрошенных знают о существовании грантов и субсидий, 16% — о льготных кредитах, 6% — о снижении налогов и количества проверок. 29% опрошенных для старта бизнеса не хватает финансовой грамотности, маркетинговых навыков (25%), юридических (24%) и экономических (23%), понимания рынка (22%). Барьерами граждане считают высокую налоговую нагрузку (47%), отсутствие стартового капитала (35%) и конкуренцию (27%).

Читать еще:  Как восстановить медицинский полис при утере

Учитывая структуру экономики РФ, необходимо продолжить системно улучшать возможности участия малого и среднего бизнеса в закупках госзаказчиков и госкорпораций, полагает Рустам Хафизов (Ассоциация инновационных регионов России).

Он уверен, что по мере реализации и получения обратной связи из регионов нацпроект будет корректироваться. Создание, в частности, единого реестра МСП — получателей господдержки позволит объединить разрозненные данные различных органов власти и участников инфраструктурной поддержки, получить реальную оценку результатов действующих программ, а также разработать новые, отмечает Рустам Хафизов. Эксперты возлагают надежды и на популяризацию и улучшение имиджа предпринимательской деятельности в рамках года предпринимательства, планируемого к проведению в 2021 году.

Основные виды критериев отнесения предприятий к малому бизнесу

Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу имеют как сугубо научное, так и практическое значение. Государственные органы несут ответственность за разработку критериев и воплощение их в жизнь. Также эти требования влияют на вопросы отнесения предприятий к определенным видам бизнеса.

В чем принципиальная разница

В каждом государстве существуют свои требования к определению вида бизнеса. Однако из всех имеющихся факторов один является общим и наиболее универсальным – это среднесписочная численность персонала. Именно с помощью этого показателя можно наиболее точно охарактеризовать предприятие и отнести его к малому, среднему либо крупному бизнесу.

Что относится к малому бизнесу в РФ? В большинстве случаев считается, что если предприятие работает по «упрощенке» (УСН), то оно считается малым, но это ошибочное мнение.

Малым предприятием (МП) может быть не только юридическое лицо, но и физическое, так называемый индивидуальный предприниматель. Законодательство РФ относит к субъектам малого бизнеса:

  • потребительские кооперативы;
  • коммерческие фирмы;
  • индивидуальных предпринимателей (ИП).

Для того, чтобы определить, к какому виду относится любимое дело, необходимо более тщательно изучить критерии отнесения к малому бизнесу.

Перечень категорий

Перечень требований, определяющих статус и размер субъекта хозяйствования (СХ), можно найти в таких законодательных актах, как:

  • ФЗ № 209 от 24 июля 2007 года;
  • ФЗ № 156 от 29 июня 2015 года.

Именно последний акт содержит в себе критерии отнесения предприятий к малому бизнесу в 2018 году. Этот документ значительно расширил круг СХ, которые могут быть отнесены к малым, тем самым увеличив границы поддержки российским государством малого и среднего бизнеса.

Это событие обязательно положительно отразится на будущем развитии экономики страны, так как почти 80% ВВП государства с развитой экономикой создают именно представители малого и среднего предпринимательства.

Принципы разработки критериев

Разработка каких-либо фундаментальных понятий обязана руководствоваться четкими принципами. В данном случае к ним относятся:

  • постоянство требований;
  • объективность;
  • дифференцирование количественных значений критериев в зависимости от их отраслевой или иной принадлежности;
  • простота в понимании и использовании требований;
  • сумма заявленных критериев для одного предприятия не должна превышать три.

В экономической науке количество подобных принципов значительно больше, но здесь были перечислены основные.

Этапы формирования

Первые критерии малого бизнеса в России были определены в начале 90-х годов прошлого столетия. Тогда считалось, что для определения статуса СХ нужно было узнать периодически меняющуюся численность персонала.

До середины девяностых было принято считать, что малым предприятием считается только то, у которого среднесписочный штат не превышает 200 человек. Этот критерий мог меняться в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия.

Статья 4 ФЗ № 209 содержит в себе положения о том, какое предприятие может быть признано малым, а именно:

  1. Общая доля государства, его субъектов, иностранных организаций и граждан, муниципальных образований, религиозных и общественных объединений, а также благотворительных организаций и фондов, не относящихся к субъектам МП, в уставном капитале не должна быть более четверти от общей суммы (до 25%).
  2. Средняя численность персонала за прошедший год не может быть более сотни. Для микропредприятий этот показатель не должен быть более 15 человек.
  3. Сумма выручки от реализации товаров, оказания услуг или выполнения работ за предыдущий год не может быть больше суммы в 800 млн. рублей.

Последние два требования должны выполняться и для субъектов, именующихся ИП.

В 2015 году критерии малого бизнеса были изменены постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 года.

Теперь для организаций и предпринимателей, относящихся к микропредприятиям, а также к малому и среднему бизнесу, предельная величина выручки должна составлять (без учета налога на добавленную стоимость):

  • для микропредприятий – не больше 120 млн руб.;
  • для малых – не больше 800 млн руб.;
  • для средних – не больше 2 млрд руб.

Обратите внимание, что категория субъекта меняется, если происходит увеличение или сокращение предельно допустимых значений, указанных выше, в течение трех, следующих друг за другом, лет. Критерии малого бизнеса никоим образом не зависят от выбранной организацией системы налогообложения.

Подтверждение статуса фирмы

Несмотря на принятие новых критериев, в России не предусмотрен отдельный вид учета малых СХ. Этот статус не может быть подтвержден какими-либо документами. Подтверждается факт принадлежности к микро- или малому предпринимательству только соответствием субъекта бизнеса установленным критериям.

Выручка должна подтверждаться налоговыми регистрами. Если МП находятся на «упрощенке», то такими регистрами являются книги учета доходов и расходов. Помимо этого, необходим расчет численности работников компаний.

Эти два показателя нужно регулярно отслеживать, не только для того, чтобы проверить, к какому виду бизнеса относится предприниматель или организация, но и для того, чтобы сохранить специальный режим налогообложения.

Как начать малый бизнес с нуля: Видео

Что значит «субъект малого предпринимательства» и кто входит в данную категорию

В России малое предпринимательство всегда считалось особой экономической сферой. Бизнесмены пользовались определенными льготами и могли работать в разных направлениях. Сегодня, государство поставило перед собой задачу уменьшить налоговую и административную нагрузку на предпринимателей. Взамен такой привилегии должны возрасти занятость и уменьшиться объем социальных проблем. К сожалению, принятые решения не смогли решить поставленной задачи, хотя субъекты малого предпринимательства активно пользуются предоставленными льготами.

Читать еще:  До какой суммы не облагается налогом

В своей статье я бы хотела рассказать о том, кто относится к субъектам малого предпринимательства (МП), как получить положенные льготы и какие преференции действуют для таких людей. Тема заинтересовало меня не случайно. Мой супруг уже несколько лет занимается бизнесом в сфере торговли, но в последнее время думает о закрытии торговых точек. Предпринимательство перестало быть выгодным, и доходы едва перекрывают расходы. Узнав о существующих льготах, муж решил ими воспользоваться и постараться сохранить бизнес. Вполне возможно, что в данной статье вы найдете полезные советы и рекомендации.

Что такое «субъект малого предпринимательства» и кто входит в категорию?

Бизнесмены «малой руки» находятся на привилегированном положении. Это связано с тем, что такие объекты предпринимательства в случае возникновения кризисной ситуации, самые первые попадают под удар. Если обратиться к действующей терминологии, то:

  • «субъект малого предпринимательства» — это организация коммерческого типа или ИП, которые были открыты в России для получения прибыли;
  • в данную категорию входят такие объекты: хозяйственные партнерства, производственные и с/х кооперации, крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • унитарные и муниципальные предприятия, гос.учреждения, иные некоммерческие объединения не могут иметь статуса субъекта малого предпринимательства.

Из представленных тезисов уже можно сформировать собственное представление о том, чем же является малый бизнес и для чего он нужен. Есть еще ряд признаков, позволяющих определить статус субъекта.

Критерии для определения субъектов МП

В 2019 году, как и в прошлые периоды, критерии, позволяющие выделить субъекты МП из общей массы, определяет государство. Основное требование касается численности сотрудников и в размере получаемого компанией дохода.

В ФЗ-209 от 24.07.2007 года указаны следующие критерии:

  • выручка за год, без НДС увеличилась в два раза: для МП – до 800 млн. рублей, а для микропредприятий (МКП) – до 120 млн рублей;
  • доля участия других компаний в уставном капитале, не являющихся субъектами МП была увеличена до 49%;
  • среднесписочная численность – от 15 человек для МКР и до 100 работников – для МП.

Для ИП действуют аналогичные параметры по численности сотрудников и по размеру полученного дохода. В отсутствие наемных сотрудников, категория МП определяется по объемам выручки. Следует добавить, что ИП и предприятия, работающие на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Получение и утрата статуса МП

При изменении указанных ранее критериев, предприниматель утрачивает свой статус малого бизнеса, однако существует период, в течение которого, это не происходит. До 2016 года, речь шла о двулетнем сроке, а сегодня временной промежуток увеличился до трех лет. Например, если условия компания нарушила в 2017 году, то утратить официальный статус она сможет только в 2020 году.

Когда статус был утрачен в результате достижения лимита в 400 млн рублей, хотя он ниже, действующих сегодня ограничений в 800 млн рублей, компания сможет вернуть себе категорию МП, если годовая выручка не будет превышать показателя, действующего сегодня. Информация о субъектах МП хранится в специальном Едином реестре субъектов малого и среднего бизнеса. На портале ФМС имеется доступ к этой базе данных.

Сведения поступают и фиксируются автоматически на основании отчетов, деклараций и данных из других баз. Благодаря этому реестру, малые предприятия не обязаны теперь подтверждать свой статус и участвовать в программах господдержки. Ранее требовалось готовить специальную бухгалтерскую декларацию и прочую отчетность о финансовых результатах и среднесписочной численности сотрудников.

Какие преференции имеет субъект МП?

Государство плотно работает над тем, чтобы обеспечить предприятиям комфортные условия для ведения своей деятельности. Преференции разрабатываются и внедряются для достижения следующих целей:

  • обеспечение выхода из тени самозанятого населения и его полная легализация;
  • создание новых рабочих мест и снижение общественной напряженности в обществе;
  • уменьшение расходов на безработицу, медицинское и пенсионное страхование со стороны государства;
  • развитие других видов деятельности.

Достичь такого результата помогают действующие налоговые льготы в виде специальных режимов налогообложения, субсидирование, финансовые и административные виды поддержки.

Заключение

Завершить представленный материал можно выводами:

  1. Малое предприятия является коммерческой организацией, которая отвечает критериями, установленным государством. Все остальные компании таковыми считаться не могут.
  2. При нарушении действующих критериев, компания может утратить свой статус, но лишь по истечению отведенного срока в три года.
  3. У малых предприятий имеются определенные преференции, которые устанавливаются на государственном уровне и внедряются как виды поддержки малому бизнесу.

Малый бизнес и налоги: кто кого?

Согласно указу президента, 2020 год будет объявлен Годом предпринимательства. По иронии судьбы именно к этому году малому бизнесу приготовлены новые «подарки». Последний из них был сделан совсем недавно: Минэкономразвития объявило об индексации коэффициентов-дефляторов, в результате чего выплаты по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД), патентной системе налогообложения (ПСН) и торговому сбору увеличатся на 4,9% по сравнению с текущим годом.

Казалось бы, 4,9% — это не так уж много. Но дело в том, что это повышение нагрузки произойдет наряду с другими процессами, о которых сейчас почти не говорят. Общим результатом станет значительное повышение фискальной нагрузки на малый бизнес, и вместо планируемого роста малого бизнеса мы получим его сокращение.

Страховые взносы для ИП растут быстрее инфляции

С 2020 года сумма обязательных взносов ИП в Пенсионный фонд и ФОМС снова будет увеличена. Масштабы этого повышения значительно выше, чем упомянутые 4,9%: отчисления в Пенсионный фонд вырастут на 10,5%, а в ФОМС — на целых 22,4% (расчеты ИКСИ на основе ст. 430 п. 1 НК РФ, обсуждавшиеся в СМИ). При этом далеко не все ИП могут зачесть эти суммы при уплате своих налогов на доходы.

Читать еще:  Что такое класс в осаго

Как предполагается, после 2020 года ежегодное повышение взносов для ИП будет прекращено, поскольку эти платежи не будут зависеть от МРОТ. Но учитывая общие тенденции к постепенному повышению налоговой нагрузки, сложно поверить, что эти суммы не будут индексироваться по каким-то иным правилам, например через те же дефляторы.

И это не вся история со страховыми взносами, которые уже стали одним из главных видов фискальной нагрузки для российского бизнеса. Каждый год, согласно расчетам ИКСИ на основании опубликованных данных, на 10-12% индексируются пороговые суммы, начиная с которых применяются пониженные ставки взносов. А значит, для добросовестных плательщиков взносов, выплачивающих квалифицированным сотрудникам высокую заработную плату, нагрузка по страховым взносам ежегодно растет. При этом льготы по страховым взносам для малого бизнеса, к сожалению, доступны лишь отдельным категориям плательщиков.

Применять специальные налоговые режимы становится сложнее

Одним из наиболее серьезных изменений, ограничивающих применение спецрежимов, станет отмена ЕНВД с 2021 года. Сейчас этот налог уплачивают 2,1 млн субъектов малого бизнеса, из них 1,8 млн ИП. Таким образом, на ЕНВД находятся около 55% ИП, действующих в стране, и порядка 10% юрлиц (малых компаний). С 2021 года все они столкнутся с необходимостью изменения налогового режима. При этом для большинства из них наиболее вероятным будет переход на упрощенную систему налогообложения (УСН), при которой налог будет рассчитываться не от предполагаемого («вмененного») дохода, а от фактических поступлений, что во многих случаях эквивалентно повышению налоговой нагрузки.

Не менее важным изменением станет запрет на применение ЕНВД и патентной системы налогообложения при торговле товарами, подлежащими маркировке. В 2020 г. это в полной мере коснется торговли обувью, лекарственными средствами, текстильной, парфюмерной продукцией, автомобильными шинами и т. п. Учитывая, что в сфере торговли работает более половины российского малого бизнеса, изменения затронут значительное количество компаний и ИП.

Планы Минфина предполагают введение ограничений (см. ниже) и на новую налоговую систему для «самозанятых» — налог на профессиональный доход (НПД). После достаточно успешного старта этой системы в четырех пилотных регионах вместо распространения НПД на все регионы страны предполагается ввести этот режим только в «отдельных субъектах РФ». Обсуждаются также ограничения на виды деятельности, которыми могут заниматься «самозанятые».

Имущественные налоги продолжают расти

В стране продолжается переход к расчету имущественных налогов по кадастровой стоимости: ежегодно уточняются и дополняются перечни объектов, которые подлежат обложению имущественными налогами по новой системе. Происходит и переоценка ранее проведенной кадастровой оценки, чаще всего в сторону ее повышения. Например, в прошлом году в СМИ активно обсуждалось 20%-ное повышение кадастровой стоимости для большинства объектов торговой недвижимости в Москве и Московской области.

И это касается не только компаний и ИП, являющихся собственниками недвижимости. Рост налоговой нагрузки по имущественным налогам приведет и к росту платы за аренду помещений и земельных участков, используемых малым бизнесом.

Малый бизнес продолжит сокращаться

Малый бизнес сейчас находится в ситуации, когда спрос на производимые товары и услуги ограничен из-за сокращения реальных доходов граждан, а расходы (как производственного, так и фискального характера) продолжают расти. Неизбежный результат этого — падение рентабельности бизнеса, в ряде случаев приводящий к его закрытию.

Собственно говоря, именно это и наблюдается в последнее время. Последние данные Реестра МСП на 10 октября 2019 года показывают (согласно расчетам ИКСИ на основе данных реестра МСП), что общее количество субъектов малого предпринимательства сократилось на 2% в годовом выражении. При этом число малых организаций (юрлиц) сокращается заметно более высокими темпами: на 15,3% в годовом выражении. Численность ИП пока продолжает расти. Однако повышение нагрузки в предстоящие год-два, которое описано выше, скажется главным образом на ИП. Именно они прежде всего столкнутся с повышением страховых взносов, ростом выплат по ПСН, ЕНВД и необходимостью перехода на другие режимы налогообложения. Поэтому с высокой вероятностью можно ожидать, что рост численности ИП в 2020-2021 годах замедлится, что повысит темпы сокращения числа малых предприятий.

Нацпроект «Малое и среднее предпринимательство» под вопросом

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство» предусматривает, что к 2024 году в сфере малого и среднего бизнеса должно быть занято 25 млн человек, а доля сектора в ВВП страны должна достигнуть 32,5%. На данный момент фактические показатели существенно (как минимум на треть) отстают от этих целей. В секторе малого и среднего бизнеса сейчас занято 19,1 млн человек (15,7 млн наемных работников и 3,4 млн ИП), а вклад малого и среднего бизнеса в ВВП России составит 22,9% в 2019-м.

Можно ли преодолеть это отставание за оставшиеся 5 лет? При продолжении существующих тенденций в экономике и экономической политике, конечно, нет. Выполнение этих задач требует принципиально иного подхода к развитию малого и среднего бизнеса. В сфере налоговой политики это означает отказ от любых действий, повышающих нагрузку на малый бизнес (как минимум на период реализации нацпроектов) и проработку налоговых стимулов для его участников, занимающихся инвестициями и инновациями, создающих рабочие места, осваивающих новые рынки, в том числе зарубежные. Крайне важно, чтобы эти стимулы имели не точечный, а широкий охват по всей стране. А значит, нужны не только инициативы от регионов по предоставлению таких стимулов, но и всесторонняя поддержка этих инициатив на федеральном уровне.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector