Что финансируется из государственного бюджета

Роль государственного бюджета в развитии страны

экономические науки

  • Гиниятуллина Регина Расимовна ,
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • ДОХОДЫ
  • РАСХОДЫ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
  • БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Похожие материалы

Выбранная мною тема является актуальной, так как рассмотрение и изучение государственного бюджета является одной из приоритетных задач в нашей стране.

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которого является государственный бюджет.

Бюджет – важная предпосылка и средство осуществления воспроизводственного процесса. С его помощью создаются условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулирования научно – технического прогресса, поддержания обороноспособности, выполнения иных государственных функций.

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. БК РФ определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Государственный бюджет бывает нескольких уровней: федеральный, региональный, муниципальный, местный, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Государственный бюджет РФ принимается на один год. При этом предложение бюджета разрабатывается на основе бюджетного послания президента России и вносится правительством в Государственную думу не позднее 1 октября. Дума его рассматривает в трех чтениях: при первом утверждаются общие параметры, при втором – разделы, а при третьем – подразделы статей. В случае если депутаты не примут бюджет, создается согласительная комиссия совместно с правительством. При этом по закону Госдума не может увеличивать размер планируемых доходов без заключения Кабинета министров. После того как Дума приняла бюджет на предстоящий год, его утверждает Совет Федерации и подписывает президент. С этого момента госбюджет имеет силу закона.

На 2016 год были сформированы основные параметры государственного бюджета РФ: доходы –13,6 трлн, расходы – 16 трлн рублей. Бюджетный дефицит – 2,4 трлн рублей (3,0% от ВВП).

Бюджетными средствами обеспечиваются следующие направления деятельности:

  • государство и муниципальное управление;
  • международная деятельность государства (реализация международных договоров, возврат кредитов, обслуживание международного кредита, выполнение обязательств по охране окружающей природной среды, культурные связи);
  • национальная оборона;
  • правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
  • функционирование федеральной судебной власти;
  • проведение фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу и другие.

Государственный бюджет является важным инструментом претворения в жизнь экономической политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых для решения основных направлений научно-технического прогресса, образования резервов в общенациональном масштабе.

Основная задача бюджетной политики – сохраняя макроэкономическую стабильность, сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, обеспечить максимально эффективное и прозрачное использование средств для достижения конечных, измеримых, общественно значимых результатов, которые, в свою очередь, ведут к дальнейшему увеличению финансовых возможностей государства.

Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:

  1. Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. С его помощью государство осуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования.
  2. Государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы – просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства. В перспективе роль государственного бюджета в социальных процессах должна усиливаться.
  3. На современном этапе развития экономики государственный бюджет становится одним из основных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует в руках государства денежные средства на проведение экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса.
  4. Государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов, которое может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде кредита на капитальные вложения.
  5. Основная роль бюджета состоит в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий, организаций и населения в централизованном государственном фонде для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов государственной власти и образования резервов.
  6. Государственный (федеральный) бюджет играет важную роль в финансировании народного хозяйства, общереспубликанских программ социально-культурных мероприятий, фундаментальных научных исследований. Для этого в руках центральной государственной власти ежегодно должна концентрироваться значительная доля национального дохода.

Государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства дают возможности маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ.

В заключении, хотелось бы сказать, что государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию – фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет. Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Читать еще:  Карта с овердрафтом что это

Список литературы

  1. “Бюджетный кодекс Российской Федерации” от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016).
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Российская газета. – 2009. – 21 января. № 7.
  3. Официальный сайт Министерства финансов РФ. – Режим доступа: http://www.minfin.ru – 03.05.16.
  4. Сираева, Р.Р. Аграрный сектор нуждается в государственной поддержке [Текст] / Р.Р. Сираева, С.В. Волков // Состояние и перспективы увеличения производства высококачественной продукции сельского хозяйства: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Уфа, 2013. – С. 116-117.
  5. Сираева, Р.Р. Контроль за исполнением бюджета как составная часть бюджетного процесса [Текст] / Р.Р. Сираева, Г.Ф. Гарифуллина // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях модернизации: материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2012. – С. 157-158.
  6. Сираева, Р.Р. Теоретические аспекты государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей / Р.Р. Сираева, С.В. Волков // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. – 2014. – № 3. – С. 210-211.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

2.14 Государственный бюджет

Частью фискальной политики государства является бюджетная политика. Её реализация обеспечивается документом особого значения – государственным бюджетом.

Государственный бюджет – это план доходов и расходов государства, который разрабатывается Правительством РФ и принимается Федеральным Собранием.

Государственный бюджет обладает статусом закона РФ. Он разрабатывается Правительством РФ. Президент РФ также участвует в формировании государственного бюджета. Он адресует Правительству бюджетное послание. Далее Правительство вносит проект государственного бюджета в Государственную думу. Здесь данный финансовый документ проходит все этапы законотворческого процесса и принимается обеими палатами Федерального Собрания (Государственной думой и Советом Федерации). На заключительном этапе Президент РФ подписывает госбюджет, далее документ обнародуется.

Исполнение госбюджета возложено на Правительство РФ. Контроль за исполнением осуществляет Счётная палата – постоянно действующий орган финансового контроля, создаваемый Федеральным Собранием и подотчётный ему. За исполнение госбюджета Правительство ежегодно отчитывается перед Госдумой. В нашей стране госбюджет принимается на год.

Государственный бюджет имеет очень важное значение для реализации общественных и государственных задач. Основными функциями государственного бюджета является:

  • формирование общегосударственного денежного фонда;
  • контроль за своевременностью денежных поступлений в распоряжение государства и за расходованием средств по назначению;
  • распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода;
  • содержание государственного аппарата (законодательных, исполнительных и судебных органов власти) и государственных институтов (служб, ведомств, учреждений и т.д.);
  • укрепление связей между центральными и региональными органами;
  • государственное регулирование и стимулирование экономики.

В госбюджете указываются источники поступлений в государственную казну и определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны. Поэтому госбюджет делится на две части – статья доходов и статья расходов.

Доходная часть по большей части формируется из налогов. Но есть и неналоговые поступления: прибыль государственных предприятий, доходы от продажи государственных облигаций, прибыль от внешней торговли.

Расходная часть направляется прежде всего на социальные выплаты, развитие образования и здравоохранения, содержание государственного аппарата и государственное управление, правоохранительную деятельность и оборону страны, строительство дорог, энергоснабжение, озеленение и охрану природы, а также покрытие государственного долга (внешнего или внутреннего).

В зависимости от соотношения доходов и расходов различают три вида государственного бюджета (дефицитный, профицитный и сбалансированный). Если расходы превышают доходы бюджет является дефицитным. Если доходов больше, чем расходов, бюджет профицитный. Когда расходы равны доходам бюджет называется сбалансированным. Разница между доходами и расходами называется сальдо государственного бюджета. При профицитном бюджете сальдо положительное (например, в США), при дефицитном – отрицательное (в большинстве стран мира).

На характер бюджетной политики и состояние государственного бюджета оказывает влияние фаза экономического цикла, при подъёме и спаде экономики реализация госбюджета абсолютно различна. Также на бюджетную политику влияет текущая политика Правительства, особенности налогообложения физических и юридических лиц в стране. Если дефицит госбюджета слишком большой, государство сталкивается с трудностями реализации своих обязательств перед обществом. Поэтому, столкнувшись с такой проблемой, государство ищет источники финансирования госбюджета. Среди них, эмиссия денег, выпуск и продажа облигаций и займов, использование запасов Центробанка, кредиты у мировых финансовых организаций или других государств.

Дополнительные материалы к уроку :

Интеллект-карта по обществознанию №32

‍ Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто – то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно здесь или здесь

Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
Инстаграм Абулова Барият
YouTube канал «Школа обществознания»
ВК паблик «Школа обществознания»

© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!

16.3. Государственный бюджет и способы его финансирования

Государственный бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Государственный бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году. Он представляет собой сумму ожидаемых налоговых поступлений и предполагаемых государственных расходов.

Читать еще:  Что такое вексель простыми словами

Разрабатывается государственный бюджет Министерством финансов РФ и вносится на рассмотрение Правительства РФ, затем в законодательные органы государственной власти и администрацию Президента РФ для окончательного утверждения.

Кроме государственного бюджета существуют и внебюджетные фонды социальной сферы.

В странах с федеративным государственным устройством, таких как США, Россия, Германия и др., принято различать федеральный бюджет и бюджеты штатов (республик), а также местные бюджеты (например, городские, муниципальные и т. п.).

Разделение полномочий в области налогообложения доходов и расходов между бюджетами разных уровней называется налогово-бюджетным федерализмом. В Российской Федерации используется понятие “консолидированный бюджет”, который складывается из федерального, регионального и местных бюджетов.

Через государственный бюджет перераспределяется значительная часть (от 30 до 55%) национального дохода стран с рыночной экономикой. Чем выше уровень государственных расходов и доходов, тем выше степень вмешательства государства в экономику. В то же время четкой зависимости между государственными доходами или расходами и эффективностью экономического развития страны не существует.

Так, например, в СССР уровень государственной нагрузки на экономику был очень высоким, выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Однако уровень ВВП на душу населения и само “качество жизни” населения стран с рыночной экономикой был значительно выше, чем в СССР.

Дефицит (профицит) государственного бюджета определяется как разница между доходами и расходами и измеряется в процентном отношении к ВВП. Положительная величина этой разницы называется профицитом, а отрицательная величина означает дефицит бюджета.

В макроэкономической теории рассматриваются следующие основные виды дефицита государственного бюджета:

  • 1. Фактический дефицит. Этот вид дефицита представляет собой разницу между фактическими (действительными) доходами и расходами государственного бюджета.
  • 2. Структурный дефицит. Он представляет собой разницу между доходами и расходами государственного бюджета, рассчитывается для уровня ВВП, соответствующего полной занятости.
  • 3. Циклический дефицит. Этот дефицит представляет собой разницу между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета вследствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла.

Графическое изображение бюджетного дефицита и бюджетного профицита представлено на рис. 16.3.

В точке Е наблюдается сбалансированный бюджет, т. е. налоговые поступления (доходы) равны государственным расходам (Т = G).

Более затененная область, находящаяся слева от точки Е, показывает ситуацию бюджетного дефицита, а менее затененная, находящаяся справа от точки Е, — ситуацию бюджетного профицита.

Для того чтобы определить дефицит или профицит бюджета, необходимо представить, что в стране действует пропорциональная система налогообложения и предельная ставка налога (t) составляет 20%, или 0,2.

Рис. 16.3. Дефицит и профицит государственного бюджета:

G — государственные расходы; Т — налоговые поступления;

Y — доходы государственного бюджета (реальный ВВП)

В точке Е при фактическом доходе Y = 100 трлн руб. налоговые поступления составят: Т = Y • 0,2 = 100 трлн руб. х х 0,2 = 20 трлн руб. В этой точке доходы равны расходам (Т = G), т. е. G = 20 трлн руб.

В точке А при фактическом доходе Y = 60 трлн руб. налоговые поступления (Т) составят: Т = 60 трлн руб. -0,2 = = 12 трлн руб. В этой точке при G = 20 трлн руб., фактический бюджетный дефицит составит:

В точке В при фактическом доходе Y = 120 трлн руб., налоговые поступления (Т) составят: Т= 120 -0,2 = 24 трлн руб. В этой точке при G = 20 трлн руб. мы получим бюджетный профицит:

Финансируется бюджетный дефицит таким же образом, как и бюджет предприятия или домашнего хозяйства. Если за год расходы домашнего хозяйства превысили его доходы, то налицо дефицит бюджета. Этот дефицит можно покрыть, продав часть имущества или заняв деньги, т. е. прибегнув к кредиту.

На макроэкономическом уровне правительство рассматривает два основных способа финансирования бюджетного дефицита: за счет выпуска новых денег (эмиссионный способ); за счет внутренних и внешних займов (неэмиссионный способ).

При первом способе для увеличения денежной массы в обращении Минфин России берет в долг некоторую сумму у ЦБ, продав ему государственные ценные бумаги (чеки). Взамен этого ЦБ увеличивает сумму на текущем счете Минфина России. В свою очередь, Минфин России тратит эти средства через счета коммерческих банков, а коммерческие банки расширяют выдачу ссуд, и, следовательно, растет денежная масса (денежный агрегат М:) за счет роста чекового обращения.

Этот способ основан на эффекте монетизации, суть которого заключается в том, что финансирование дефицита бюджета будет осуществляться за счет роста денежной массы. Но в условиях полной занятости это может вызвать инфляционный рост цен. Поэтому этот способ финансирования дефицита государственного бюджета называют инфляционным.

При втором способе, для того чтобы покрыть дефицит, не прибегая к эмиссии (неинфляционный способ финансирования дефицита), Минфин России может занять на кредитном рынке денежные средства не у ЦБ, а у коммерческих банков и населения. В этом случае процентные ставки могут увеличиваться, а если ставки увеличились, то частные инвестиции уменьшатся, поскольку инвестиции и процентные ставки связаны обратно пропорциональной зависимостью. В результате государство вытеснит с кредитного рынка частных заемщиков. Расходы государства при таком способе финансирования дефицита вырастут, но на некоторую величину сократятся частные инвестиции.

Этот способ основан на эффекте вытеснения, суть которого заключается в следующем: налогово-бюджетная политика, направленная на стимулирование деловой активности посредством увеличения государственных расходов, приводит к росту процентной ставки и вытеснению частных инвестиционных расходов (или других компонентов совокупного спроса).

Читать еще:  Продал машину пришел налог что делать

Таким образом, государственный бюджет представляет собой компромисс между различными социальными группами, которые представлены в законодательном органе. За утвержденными параметрами расходов стоят такие “бюджетополучатели”, как работники здравоохранения, образования, регионы, рассчитывающие на дотации, военнослужащие и т. д. Увеличение бюджетных выплат одним группам населения в основном может осуществляться лишь за счет урезания других статей расходов.

Бюджетное финансирование

Добавлено в закладки: 0

Что такое бюджетное финансирование? Описание и определение понятия.
Бюджетное финансирование – это безвозвратное, целевое предоставление денежных средств учреждениям, организациям, предприятиям для реализации их главной деятельности из соответствующих бюджетов в согласии с утвержденной сметой расходов по ведомству, министерству, управлению в целом или в согласии со сметой расходов организации, учреждения или предприятия в частности.

Бюджетное финансирование распространяется преимущественно на государственные объекты и строится на принципах: целевого применения средств, обоснованности величины расходов, финансирования исполненных работ, проверки выполнения финансовой дисциплины.

Рассмотрим, более детально, что значит бюджетное финансирование.

Бюджетное финансирование — это система предоставления денежных средств государственным предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, которые предусмотрены бюджетом.

Суть бюджетного финансирования

Суть бюджетного финансирования сводится к тому, что с его помощью осуществляются определенные денежные отношения, возникающие между государством и субъектами хозяйствования всех форм собственности относительно направления денежных средств бюджетов.

Государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов — смет расходов.

Полнота и своевременность финансирования существенно зависят от уровня наполняемости денежными средствами бюджета.

В Российской Федерации государственные средства направляются в разном порядке и на различные цели. Основная же сумма денежных средств распределяется и расходуется путем финансирования.

Благодаря бюджетному финансированию средства предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставной текущей деятельности.

Финансирование распространяется в основном на государственные объекты и осуществляется за счет разных источников: из средств бюджета, средств внебюджетных фондов и собственных средств хозяйственных объединений и предприятий.

Осуществляется бюджетное финансирование на основе принципов безвозвратности, целевого использования средств (например, заработная плата, командировка, стипендии, текущие расходы предприятия или учреждения), финансирования по мере выполнения работ, услуг и соблюдения финансовой дисциплины (как условие правильного и законного расходования денежных средств).

В Российской Федерации бюджетное финансирование проявляется в двух формах: финансирование государственных бюджетных учреждений и финансирование государственных объединений и организаций, имеющих некоторую экономическую и финансовую самостоятельность. Каждая форма имеет свои отличительные особенности в экономических вопросах, а также в правовом поле.

Бюджетная сфера относится к непроизводственной сфере (то есть в создании материальных ценностей эти предприятия и организации непосредственно не участвуют, а значит национального дохода не создают). Основное назначение бюджетных организаций — это удовлетворение общественно-социальных потребностей населения. К ним относятся, например, органы государственного управления и обороны страны, социально-культурные учреждения и другие.

Действующим законодательством Российской Федерации разрешена предпринимательская деятельность всем бюджетным организациям (но только та деятельность, которая предусмотрена уставом этой организации), что приносит им дополнительные доходы.

Формы бюджетного финансирования

Осуществляется бюджетное финансирование в таких формах:

  • финансирование на основе финансовых планов (или смет расходов);
  • предоставление субвенций;
  • государственное финансирование инвестиций;
  • предоставление субсидий;
  • предоставление дотаций.

Сметное финансирование — это самая распространенная форма бюджетного финансирования. Выделение денежных средств из бюджетов разных уровней происходит на основе планового документа – сметы доходов и расходов предприятия (учреждения). Смета – это главный плановый документ, подтверждающий право на получение доходов и осуществления расходов. Смета определяет объем и направление средств для достижения поставленных целей.

Субвенция – это выделение средств местным органам власти со стороны государства. Субвенция, в отличие от дотаций, направляется на финансирование определенных программ, мероприятий, проектов и осуществляется при наличии доли собственных источников финансирования из местных (городских, например) бюджетов. В использовании субвенции есть одна особенность – она подлежит возврату в случае ее нецелевого использования.

Государственное финансирование инвестиций – это предоставление государством необходимых денежных средств из бюджетов всех уровней для инновационной и инвестиционной деятельности. Это финансирование осуществляется в согласии с бюджетной классификацией расходов на основные объекты социального развития государства, а также экономического.

Субсидии – это текущие выплаты (безвозмездные ) организациям, предприятиям, которые не предусматривают компенсации в форме специально оговоренных выплат или товаров и услуг в обмен на проведенные платежи, а также расходы, которые связаны с возмещением убытков государственных предприятий.

Государственные дотации – это такая форма бюджетного финансирования, которая используется для выделения денежных средств из государственного и местных бюджетов планово-убыточным предприятиям и организациям для эффективного сбалансирования их финансовых планов. Также дотации могут предоставляться из высшего бюджета ниже соответствующих условий (в случае превышения расходов над доходами) для соответствующего обеспечения деятельности.

Методы осуществления бюджетного финансирования

Для осуществления бюджетного финансирования применяются два метода:

  1. метод перечисления средств бюджетов. Осуществляется путем перечисления денежных средств с текущих счетов местных бюджетов на счета главных распорядителей бюджетных средств;
  2. метод единого казначейского счета (ЕКС – является основным счетом государства и используется для проведения финансовых операций и эффективного управления средствами Государственного и местных бюджетов.).

Бюджетное финансирование также может сочетается с кредитованием за счет бюджетных средств. Действующим законодательством государства определяется предоставления кредитов органам управления других уровней, включая государственные внебюджетные фонды, предоставление кредитов предприятиям, учреждениям, организациям.

Мы коротко рассмотрели бюджетное финансирование.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector