Что будет если закончится резервный фонд

Когда резервный фонд закончится

Ситуация в российской экономике сегодня как никогда похожа на трагедию с АПЛ «Курск». Подводная лодка уже лежит на дне и никогда не всплывет. Все еще есть выжившие, но президенту и другим представителям власти — это безразлично. Они ничего не делают, сохраняя свои секреты. Только на этот раз, офшорные, а не военные. Воздуха осталось совсем немного: резервный фонд закончится, по мнению Всемирного банка, до конца 2016 года.

И это еще долго. Мы ошиблись в своем прогнозе, предполагая, что уже в первом квартале денег останется настолько мало, что может начаться финансовая паника. Пока же аналитики прогнозируют падение ВВП за текущий год на 1,9%. А небольшой рост, возможно, по мнению всемирного банка, начнется в 2017 году.

Все эти расчеты сделаны в рублях. При этом ни для кого не секрет, что более или менее стабильная ситуация наблюдается только и исключительно за счет переоценки валютной позиции. В действительности на начало 2016 года резервный фонд составлял уже 46 млрд долларов. А показанные нам цифры о его увеличении получены тем же самым путем: за счет переоценки доллара по новому курсу.

Когда резервный фонд закончится

Падение ВВП на 1,9% предполагается для средних котировок нефти 37,5 доллара за баррель. Однако при 30 долларах за баррель результат будет еще хуже — минус 2,5%.

Всемирный банк отмечает в своем прогнозе, что уже сегодня платить за кризис приходится бизнесу и населению. Валовой национальный доход упал на 10%, потребление домохозяйств — на 9,6%. Такая ситуация наблюдается впервые с 2009 года.

Печальные результаты, но и они представляются не самыми катастрофическими, пока у страны есть деньги. Когда резервный фонд закончится, ситуация может полностью выйти из под контроля, если не проводить структурные реформы.

Примечательно, что Всемирный банк, помимо шока нефтяных цен и санкций, называет и еще одну не менее значимую причину российского кризиса: низкую эффективность экономики и промышленности.

Когда резервный фонд закончится, ожидается рост числа наших соотечественников, живущих за чертой бедности, еще на 1,1 млн. Общая численность нищих достигнет 16,2% от населения страны.

Прогнозы аналитиков

Самая дальняя перспектива, до которой смотрят специалисты Всемирного банка и вообще западные аналитики — это 2018 год, когда должны пройти выборы. Почему-то у мировой общественности складывается мнение, что они способны что-то изменить, да и вообще — должны состояться.

Между тем в действительности выборы президента должны были проходить 13 марта 2016 года. Однако действующая власть внесла изменения в Конституцию, и срок был увеличен с четырех до шести лет.

При этом мнение населения страны о реформе никто не спрашивал. Фактически получилось так, что президент в конечном счете подписал закон о продлении полномочий президента. Кроме того, до сих пор среди юристов не утихают споры, несмотря на решение конституционного суда, о том, как правильно понимать формулировку о максимальном количестве президентских сроков: всего два или два подряд на одно лицо.

В итоге, несмотря на прогнозы Всемирного банка о некоем росте экономики в очень отдаленной перспективе, мы не знаем, с чем мы придем к выборам, и состоятся ли они вообще, или найдется какой-то очередной повод поменять правила игры.

Но о чем точно можно судить, так это о том, что в ближайший год-два у нас нет никакой перспективы. Да и вообще, при всей грамотности подхода Всемирного банка, надо понимать, что рассчитан он на рыночную экономику, а не ту, которая у нас, замешанную на офшорных скандалах, тотальной коррупции и «закручивании гаек» в пользу государства, а по большей части, узкой группы лиц, приближенных к так называемому национальному лидеру.

Особо стоит отметить, что на сегодняшний день власть не предпринимает вообще никаких мер по выходу из кризиса. Вся надежда сводится к тому, что резервный фонд закончится позже, чем подорожает нефть на мировом рынке. А все действия сводится лишь к одному: чтобы граждане страны поменьше обращали внимания на реальную ситуацию, о чем мы уже писали в статье «Варить медленно».

При этом президент никого не слышит и не слушает. Впрочем, и говорить особо некому. Кто же из редакторов СМИ захочет, чтобы потом Путин сказал им о журналистах также, как о рыдающих вдовах подводников с Курска: «Вы нанимаете шлюх специально. Дали им по 10 долларов, специально чтобы меня дискредитировать».

Читать еще:  Как вернуть деньги за учебу через налоговую

Россия «проедает» фонды. Что будет, когда кончатся запасы?

Лента новостей

Все новости »

Фонды продолжают таять: Резервный, по данным Минфина, в августе сократился почти на полтриллиона рублей, а Фонд национального благосостояния — на 123 млрд

Фото: Григорий Собченко/BFM.ru –>

Необычное поведение рубля получило объяснение. Опрошенные эксперты рассказали Business FM, почему рубль не падал вслед за нефтью. Причиной могла быть активная трата российских резервов. Резервный фонд в августе сократился на 18% — без малого на полтриллиона рублей. Сейчас он немного превышает 2 трлн. Фонд национального благосостояния сократился не столь значительно — на 123 млрд. Этим и можно объяснить то, что рубль последнее время оставался крепким, в то время как падала нефть.

Сергей Хестанов советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома «Открытие-брокер» «На протяжении последних двух кварталов очень широко обсуждался тезис о том, что рубль отвязался от цен на нефть. Это подавалось как очередной успех, как свидетельство своего рода диверсификации российской экономики. Но после того как Минфин опубликовал данные об объеме Резервного фонда, стало понятно, что является причиной стабилизации рубля. Минфин сознательно тратил Резервный фонд с целью поддержать, с одной стороны, стабильность рубля, с другой стороны, достаточно низкую инфляцию. Своих целей Минфин добился, но понятно, что стабилизация такой ценой априори не может продолжаться долго. Потому что, если за месяц тратится 20% Резервного фонда, попытка продолжать такую политику хоть сколько-нибудь долго приведет к тому, что Резервный фонд слишком быстро исчерпается. Скорее всего, причина такого поведения Минфина кроется в электоральном цикле. Ни для кого не секрет, что перед выборами монетарные власти сознательно стремятся стабилизировать национальную валюту и по возможности снизить инфляцию. Такое поведение характерно не только для российских, но и для зарубежных монетарных властей. Скорее всего, как только выборы пройдут и необходимость поддерживать рубль исчезнет, нас ждет повышенная волатильность рубля и вновь ускорение инфляции».

В прошлом месяце Минфин возобновил продажи валюты из Резервного фонда для финансирования дефицита бюджета. В нынешнем году министерство делает это уже в третий раз. Что надо делать, чтобы не проедать резервы?

Дмитрий Полевой главный экономист ING по России и СНГ «В этой ситуации всего две опции. Первая опция — это существенно больше занимать и на внешнем, и на внутреннем рынках. Сценарий допустимый, но сопряженный с целым рядом рисков, учитывая отсутствие долгосрочных источников для финансирования в контексте той заморозки пенсионных накоплений, в отсутствие завершенности пенсионной реформы и так далее. Второй момент: есть санкции, ограничения с точки зрения масштабов, возможности привлечения средств через внешний рынок. Второй выход — сокращение дефицита бюджета, и здесь ничего не изобретено иного, как либо сокращать расходы, либо увеличивать доходы. Насколько мы понимаем, сокращать расходы в номинальном выражении уже достаточно сложно, поэтому принято решение о фиксации объема расходов федерального бюджета на уровне 2016 года, и в этой связи последние недавние новости о предложениях Минфина по повышению налогов обретают вполне четкие очертания. Это может быть вполне реалистичным сценарием на горизонте после 2018 года».

По данным Минэкономразвития, в первом полугодии российский экспорт в долларовом выражении сократился на 27% по сравнению с тем же периодом 2015 года. Положительное сальдо торгового баланса в январе-июле сократилось почти вполовину до 52 млрд долларов. Мог ли обвал российского экспорта пробить дыру в бюджете?

Андрей Чернявский ведущий научный сотрудник института «Центр развития» Высшей школы экономики «Обвал российского экспорта, который является преимущественно сырьевым, связан с падением цен на энергоносители. Это падение цен одновременно снижает и экспорт, и доходы федерального бюджета. Раньше нефтегазовые доходы составляли примерно половину доходов федерального бюджета, сейчас эта доля сократилась примерно до трети. Если говорить о физических объемах экспорта, то сокращения экспорта нефти не было, нашего основного экспортного товара, в этом году в сравнении с прошлым. Второй мощный фактор: если мы говорим о сокращении Резервного фонда в валюте, нужно учитывать и укрепление рубля с начала года. Из-за курсовой переоценки мы потеряли порядка 350 млрд. Если все резюмировать, то можно сказать, что ситуация является достаточно сложной, и сложность заключается в том, что мы должны за несколько лет решить проблему консолидации бюджетных доходов, потому что жить с таким большим бюджетным дефицитом мы не можем, мы долго не протянем, наши суверенные фонды закончатся».

Читать еще:  Как выучиться на оценщика

Всего в текущем году Минфин планировал потратить из Резервного фонда 2 трлн 100 млрд рублей, оставив на следующий год 1,5 трлн. Как заявлял ранее министр финансов Антон Силуанов, удержать траты Резервного фонда на запланированном уровне будет сложно, так как сумма формировалась из расчета цены на нефть в размере 50 долларов за баррель.

Российский Резервный фонд закончится до конца года

До конца 2017 года правительство планирует полностью потратить Резервный фонд. Об этом сообщил накануне на заседании кабинета министров глава Минфина Антон Силуанов. Такое развитие событий предусмотрено законом о бюджете, напомнил он.

“Мы несколько меньше задействуем средства Фонда национального благосостояния. По нашим оценкам, мы используем средства ФНБ в сумме 662 млрд рублей. Поэтому на 1 января 2018 года объем средств Фонда национального благосостояния составит 3,7 трлн рублей, или чуть больше 4% ВВП,”- рассказал глава Минфина.

По состоянию на 1 декабря расходы исполнены на уровне 82% к уточненной росписи, добавил министр. Это выше уровня прошлых лет. Например, в 2016 году данный показатель составлял 79%. При этом в декабре еще предстоит потратить 3,1 трлн рублей, или 18% от плановых назначений.

Наибольший объем расходов, по его словам, составят расходы по заключенным контрактным обязательствам, это расходы по оплате труда и социальному обеспечению, межбюджетные трансферты, расходы по обслуживанию долга.

Напомним, в 2004 году в России при министре финансов Алексее Кудрине был создан Стабилизационный фонд. В 2008 году он был разделен на Резервный фонд и ФНБ (на тот момент в Стабфонде было 3,8 трлн рублей).

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, которые используют для покрытия дефицита бюджета при резком падении доходов. Фонд пополняется за счет нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами самого фонда. Фонд используется для компенсации расходов на социальные нужды и погашение внешнего долга.

Фонд национального благосостояния используется прежде всего для финансирования выплаты пенсий. Средства ФНБ, изначально призванные страховать пенсионную систему, хранились в ликвидных инструментах и использовались для борьбы с кризисом 2008 – 2009 годов.

По мнению аналитиков, для российской экономики особой разницы в количестве фондов нет – объем средств не изменится от перемещения из одного в другой. Однако для каждого фонда есть своя процедура расходования, что позволяет легче контролировать этот процесс. Резервным фондом правительство может распоряжаться почти свободно. Доступ к ФНБ сложнее, но это не помешало в недавнем прошлом использовать его для финансирования долгосрочных инфраструктурных проектов и борьбы с кризисом.

В июле 2017 года Госдума приняла в третьем и окончательном чтении законопроект об объединении Резервного фонда и ФНБ. Согласно этому документу, объединение фондов завершится не позднее 1 февраля 2018 года.

Новый объединенный фонд, как и раньше, будет формироваться за счет дополнительных нефтегазовых доходов. Использование ФНБ на финансирование дефицита федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда России предлагается осуществлять в зависимости от остатка средств фонда на конец очередного финансового года. Если общий объем средств в объединенном фонде превышает 5% ВВП, использование предлагается ограничить объемом недополученных нефтегазовых доходов в соответствующем году.

Если остаток фонда меньше 5% ВВП, то использование средств фонда предлагается ограничить 1% ВВП, для того чтобы сохранить минимальный допустимый объем средств в суверенных фондах.

Закон также закрепляет обязанность Минфина ежемесячно публиковать сведения о величине активов объединенного фонда, зачислении средств в фонд, их размещении и использовании в отчетном месяце.

Кроме того, согласно документу, до достижения средствами фонда отметки в 7% ВВП не допускается размещение средств ФНБ в иные финансовые активы, за исключением начатых до 1 января 2018 года самоокупаемых инфраструктурных проектов, утвержденных правительством, и начатых до 1 января 2018 года проектов “Внешэкономбанка”.

Деньги в резервном фонде закончились и с 1 февраля прекратит свое существование

Резервный фонд России полностью исчерпан и 1 февраля 2018 года прекратит своё существование. Такая информация содержится в заявлении Минфина. Последние средства национальной копилки, куда стекались нефтяные сверхдоходы, были направлены на покрытие дефицита федерального бюджета в 2017 году. Что будет по окончании десятилетней истории «кубышки» и какова дальнейшая судьба суверенных фондов РФ.

Министерство финансов России в декабре 2017 года полностью израсходовало средства из Резервного фонда. Согласно информации, размещённой на сайте Минфина 10 января, остатки фонда в объёме $7,62 млрд, €6,71 млрд и ₤1,10 млрд были реализованы за 1 трлн 420 млн рублей и зачислены на единый счёт федерального бюджета.

Читать еще:  Какие банки не берут комиссию за перевод

Таким образом, совокупный объём Резервного фонда на 1 января 2018 года обнулился, а с 1 февраля 2018 года «государственная копилка» прекратит своё существование.

История суверенных фондов России, которые стали настоящей подушкой безопасности для экономики в 2008—2009 и частично в 2014—2015 годах, началась десять лет назад. 1 февраля 2008 года единый Стабилизационный фонд разделился на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ). Одним из сторонников реформирования российской «кубышки» был нынешний председатель совета Центра стратегических разработок (ЦСР) и экс-глава Минфина Алексей Кудрин.

Задача Резервного фонда заключалась в финансировании дефицита федерального бюджета, тогда как ФНБ должен был страховать пенсионную систему и использоваться для инвестирования в долгосрочные инфраструктурные проекты. Тем не менее в 2008—2009 годах средства ФНБ направлялись для стабилизации финансовой системы.

Наполнение Резервного фонда и ФНБ регулирует Бюджетный кодекс. Так, средства, которые поступают сверх заложенной в бюджете цены на нефть, направлялись в Резервный фонд. ФНБ наполняется лишь после того, как доходы Резервного фонда достигают нормативного уровня — 7% ВВП.

Фактический конец Резервного фонда не приведёт к значительным изменениям с точки зрения функционирования суверенных фондов страны, считает главный экономист Евразийского банка развития (ЕАБР) Ярослав Лисоволик.

«Всё остаётся прежним. Ресурсы, которые накоплены для решения макроэкономических задач, сохраняются. С точки зрения администрации и управления этими ресурсами, будет более унифицированный подход. То есть продолжит функционировать ключевой принцип: дополнительные доходы, которые Россия получает от высоких цен на нефть, уходят в наш суверенный фонд. Это оставляет возможность решения проблемы снижения зависимости от динамики цен на нефть и создает буфер стабильности. Все фискальные правила, весь порядок управления остаётся неизменным», пояснил в разговоре Лисоволик.

«Два в одном»

В информации Минфина от 10 января говорится, что по состоянию на 1 января 2018 года объём Фонда национального благосостояния составляет 3 трлн 753 млрд рублей, или $65,15 млрд.

При этом планируется, что 2018 год станет последним, когда дефицит бюджета будет финансироваться за счёт средств ФНБ. Далее фонд будет тратить средства на свою изначальную функцию: финансирование пенсионной системы.

Ранее в 2017 году министр финансов Антон Силуанов не исключил вероятности слияния Резервного фонда и ФНБ. Тогда глава Минфина подчеркнул, что должны быть выполнены все решения, связанные с инвестированием в инфраструктурные проекты через ФНБ.

«Но другая, оставшаяся часть ФНБ — это тот же самый источник для финансирования расходов федерального бюджета, такие же средства, как и Резервный фонд. Не исключаю, что мы можем рассмотреть вопрос о консолидации ресурсов этих резервных фондов, для того чтобы создать единый объём финансирования ресурсов источников дефицита бюджета», — заявления Антона Силуанова.

Министр подчеркнул, что консолидация суверенных фондов потребует изменений в действующем законодательстве, поскольку этот процесс связан с «формальностями с софинансированием пенсионных накоплений и баланса Пенсионного фонда».

Минфин оценивает дефицит федерального бюджета в 2017 году на уровне 1,6% ВВП, в 2018-м — 1,3% ВВП. Примечательно, что на протяжении всего прошлого года министерство несколько раз корректировало свой прогноз по уровню превышения расходов над доходами госказны на ближайшую трёхлетку.

Эксперты считают, что одним из факторов, позволяющих бюджету выйти из дефицита, могут стать цены на нефть, которые уже сейчас находятся выше заложенного властями уровня. К примеру, 10 января баррель нефти эталонной марки Brent торговался на уровне свыше $69. Однако власти ещё в прошлом году одобрили бюджет на предстоящие три года на основе консервативного прогноза, в котором цена на нефть российской марки Urals ожидается на уровне $40 за баррель.

В то же время в Минэкономразвития не исключают, что могут повысить прогноз по цене на нефть Urals в 2018 году до более $50 за баррель после успешной сделки ОПЕК+. Впрочем, пока действующий прогноз на 2018 год составляет $43,80 за баррель.

Дополнительные нефтегазовые доходы сверх базовой цены власти рассчитывают направить на покупку валюты и пополнение резервов.

Ранее в разговоре главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова отметила, что слияние Резервного фонда и Фонда национального благосостояния позволило бы упростить процедуру законодательных изменений для использования самого ФНБ. Эксперт напомнила, что изначально планировалось направлять средства ФНБ не на финансирование дефицита бюджета, а на структурные реформы.

«Пока нет такого сценария. Сейчас задача, которая стоит перед Минфином, перед бюджетом, — это всё-таки начать использовать средства ФНБ в случае волатильности цены на нефть или других негативных событий для бюджета», — заключила экономист.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector